NeWestMuseum
Музей нового западного искусства

КоллекцияАфрика и Океания: Ритуальная пластика неизвестных мастеров XIX века  Неизвестный мастер. Народность сенуфо, Кот-д’Ивуар или Мали (?). Две обнаженные фигуры

Африка и Океания: Ритуальная пластика неизвестных мастеров XIX века
Неизвестный мастер. Народность сенуфо, Кот-д’Ивуар или Мали (?). Две обнаженные фигуры
XIX век
Дерево
35,5 × 12,5 × 6 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Народность сенуфо, Кот-д’Ивуар или Мали (?)


Происхождение

В июле 1912 приобретена С.И. Щукиным в галерее Йозефа Бруммера (Brummer Curiosites,) Париж; до 1918 — собрание С.И. Щукина, Москва; затем — 1-й Музей новой западной живописи; с 1923 — ГМНЗИ; с 1948 — ГМИИ.


Инв.: Ск-277

Инв. ГМНЗИ: 761

Описание
Неизвестный мастер. Народность сенуфо, Кот-д’Ивуар или Мали (?). Две обнаженные фигурыНеизвестный мастер. Народность сенуфо, Кот-д’Ивуар или Мали (?). Две обнаженные фигуры
Африка и Океания: Ритуальная пластика неизвестных мастеров XIX века
Неизвестный мастер. Народность сенуфо, Кот-д’Ивуар или Мали (?). Две обнаженные фигуры

Парное изображение мужчины и женщины, фигуры которых вырезаны из одного деревянного блока, — большая редкость среди дошедших до нашего времени пластических произведений народности сенуфо. Сравнительно небольшой размер работы из собрания Щукина исключает ее из ряда самых распространенных скульптур сенуфо — крупных (более 60 см) статуй «поро пиибеле» и «догеле», имеющих массивный цилиндрический цоколь.
Поскольку композиция парная, ее нельзя отнести и к числу магических фигур «тугубеле» — изображениям лесного духа. Если бы не лучеобразные разрезы вокруг пупка (знак солнца у народа сенуфо) и не характерная для этого племени манера резьбы, скульптуру из коллекции Щукина можно было бы отнести к искусству догонов, соседей сенуфо. О влиянии догонов в данном случае говорит и небольшой выступ в области груди на одной из представленных здесь фигур, которую одно время ошибочно принимали за женскую. У догонов подобные выступы, передающие особенности традиционного костюма, встречаются именно в мужских статуях.
Изображение сидящей пары для догонов имело особую символику. Подобные скульптуры изображали первопредков, они хранились в особых пещерах, куда перед захоронением догоны приносили тела почитаемых соплеменников. Традиционно в таких композициях мужчина обнимает женщину за плечи. Этого нет в скульптуре из коллекции Щукина. Таким образом, это уникальное произведение демонстрирует взаимодействие художественных традиций двух соседствующих культур — догонов и сенуфо.

Н.К.