Эмиль Антуан Бурдель (Emile Antoine Bourdelle)
1861, Монтобан (Montauban) — 1929, Ле Визине (Le Visinet)
1929
Знаменитый французский скульптор, автор портретов выдающихся людей, декоративных и монументальных композиций, а также памятников, наставник многих художников, ставших мастерами пластики XX века.
Эмиль Антуан Бурдель родился в семье краснодеревщика. С 13 лет он начинает помогать отцу, вечерами посещая уроки рисования. В 1876 году при содействии состоятельных членов общины Монтобана, решивших поддержать его талант, получает стипендию в Школе изящных искусств в Тулузе. После ее окончания Бурдель как наиболее одаренный выпускник был удостоен специальной стипендии муниципалитета Монтобана, что дало ему возможность продолжить образование в Париже. В 1884 году он поступает в парижскую Школу изящных искусств и учится у Александра Фальгьера, но через два года покидает эту мастерскую, понимая, что академическая система и салонный стиль наставника ему становятся все более чужды. Некоторое время молодой скульптор посещает мастерскую Жюля Далу.
В 1885 году Бурдель получает в Салоне медаль за гипсовую композицию «Первая победа Ганнибала», выполненную им в соответствии с классической традицией. Данная скульптура приносит ему первую известность, но все же художник еще не имеет возможности зарабатывать на жизнь собственным творчеством. В 1893 году Бурдель нанимается к уже знаменитому тогда Родену пратисьеном (помощником скульптора, переводящим его произведения в мрамор) и испытывает мощное влияние его художественного метода, хотя позднее скажет о полученном им опыте следующее: «Сотрудничая в работах Родена, наиболее трудных для завершения, я проник в некоторые тайны мастера. И вот, измерив их уклон, я не мог признать себя «учеником Родена». Все мои обобщения восстают против законов, управляющих его искусством» (Б. Терновец. Бурдель. М., 1935).
Бурдель с группой учеников, Париж 1913-1914
В 1895 году Бурдель получает заказ на создание «Памятника павшим в войне 1870–1871 годов» в Монтобане, который был установлен в родном городе скульптора в 1900 году, но лишь после вмешательства Родена, поскольку соотечественники Бурделя готовы были отказаться от готового памятника из-за его слишком смелого композиционного решения.
В том же году вместе с Роденом и Дебуа Бурдель организует Свободную школу скульптуры на Монпарнасе. Творчество мастера постепенно начинает избавляться от влияния Родена, о чем свидетельствует созданная им тогда же «Голова Аполлона».
В 1905 году проходит первая персональная выставка Бурделя, на которой было представлено 39 скульптур, 18 картин и 21 рисунок, после чего Бурдель впервые выставляется в Осеннем салоне. В 1908 году, будучи уже зрелым человеком и скульптором, он покидает мастерскую Родена. В 1909 году начинает преподавать в Академии Гранд Шомьер, где среди его учеников были Альберто Джакометти, Жермен Ришье, Отто Гутфройнд. У Бурделя также учились известные русские скульпторы Вера Мухина, Иван Шадр и Борис Терновец, ставший впоследствии директором ГМНЗИ и написавший в 1935 году книгу о своем учителе.
В 1910 году в Салоне была представлена масштабная статуя Бурделя «Геракл» («Геракл, стреляющий из лука»), имевшая ошеломительный успех как у критики, так и у публики.
С 1910 по 1913 год мастер по заказу работает над оформлением Театра Елисейских Полей. Он не только создает горельефы для фасадов и фрески для вестибюля театра, но и как архитектор предлагает использовать вертикальное членение фасада здания вопреки первоначальному замыслу другого автора.
В 1913 году Бурдель начинает создавать эскизы для памятника аргентинскому генералу Альвеару, который будет воздвигнут в Буэнос-Айресе в 1926 году. В этом случае он также выступил в качестве архитектора и скульптора, выполнив для памятника конную группу и четыре аллегорические статуи: Свобода, Красноречие, Сила и Победа. Данный проект имел большой успех на выставке в первом Салоне Тюильри, одним из президентов которого был Бурдель.
К числу крупномасштабных работ мастера относятся «Эльзасская Мадонна», барельеф в Оперном театре Марселя, памятник шахтерам в Монсо-ле-Мин, памятник доктору Сока для г. Монтевидео, статуя «Франция» для Пуант-де-Грав и памятник Адаму Мицкевичу, открытый в Париже на площади Альма в 1929 году. Наряду с ними создавалась и пластика меньшего масштаба: «Пенелопа», «Умирающий кентавр», «Плод», бюсты Энгра, Анатоля Франса и Огюста Родена. Творческое наследие Бурделя включает в себя не только произведения скульптуры, но и около 100 картин, более 6000 рисунков и большое количество рукописей.