Фрэнк Брэнгвин (Frank Brangwyn)
1867, Брюгге (Бельгия) — 1956, Дитчлинг (Западный Суссекс, Великобритания).
1956
Британский живописец, график, художник-монументалист и мастер прикладного искусства.
Фрэнк Брэнгвин обладал универсализмом поистине ренессансного масштаба: он обращался к станковой и монументальной живописи, к технике масляной краски, к темпере и акварели, к офорту и мозаике. Он работал как дизайнер: по его эскизам создавались мебель, ткани, ковры, витражи, изделия из стекла и керамики.
Брэнгвин не получил профессионального художественного образования, однако природный дар рисовальщика и упорство позволили ему достичь необычайно высокого уровня. Его работы удостаивались медалей Салона в Париже. Брэнгвин стал первым в истории художником, чью прижизненную ретроспективу (1952 год) устроила Королевская академия.
Фрэнк Брэнгвин родился в Брюгге, куда в 60-е годы XIX века переехали из Великобритании его родители. Его отец, Вильям Кёртис Брэнгвин, был приглашен в Бельгию для оформления интерьера одной из приходских церквей. Возможно, именно в мастерской отца, уже в Англии, куда семья возвращается в 1874 году, юный Брэнгвин приобщился к искусству. Его таланты заметил Уильям Моррис, предложивший молодому художнику попробовать свои силы в качестве подмастерья. Благодаря Моррису Брэнгвин освоил различные техники прикладного искусства. Работая с глазурями и рисунком для тканей, он познакомился с эстетикой прерафаэлитов и усвоил художественные принципы представителей Движения искусств и ремесел. Также британский художник испытал влияние французских живописцев: от Эжена Делакруа до представителей символизма.
Брэнгвин много путешествовал по Англии, а затем с Королевским флотом Великобритании совершал длительные плавания по Средиземному морю. Его картина «Похороны в море» удостоилась медали парижского Салона в 1891 году. Интерес к социальной проблематике в полной мере проявился в его печатной графике (литографии «Человек с пилой», «Сцена на фабрике»). Брэнгвин создал более тысячи офортов со сценами из жизни рабочих, с изображением заводов, литейных цехов. Художник ценил печать как способ, благодаря которому искусство становится доступным для широких масс.
К жанру ведуты Брэнгвин обращался как в графике, детально изображая историческую архитектуру, площади старых городов и мосты, так и в живописи. Он неоднократно писал виды Неаполя и Венеции («Сцена в Венеции», «Канал в Венеции»).
Фрэнк Брэнгвин
Elizabeth going aboard the Golden Hind
Холст, масло
Частное собрание
Знакомство со Средиземноморьем открывает новую главу в творчестве Брэнгвина: он экспериментирует с цветом. Его картина «Буканьеры», впервые представленная в галерее Графтон в Лондоне в феврале 1893 года, вызвала ажиотаж среди публики и критиков. Брэнгвин решительно высветляет колорит своих работ, как в картине «Догана, Венеция» (1897), в которой небо с белоснежными облаками передано ярко-синими тонами. Не исключено, что мастер испытал влияние шотландского ориенталиста, мастера акварели Артура Мелвилла (1855–1904), с которым они вместе путешествуют в Испанию. Плавания в Турцию и Марокко обогащают палитру Брэнгвина блеском восточного колорита и еще большим светом. Многочисленные виды восточных базаров и площадей, утопающие в оранжево-охристых оттенках, — дань общей моде на ориентализм.
Успехи Брэнгвина привлекли внимание франко-германского издателя и арт-дилера Зигфрида Бинга, сыгравшего ключевую роль в формировании и распространении стиля модерн. По заказу Бинга Брэнгвин принял участие в оформлении помещения для его легендарной галереи Maison de l'Art Nouveau. Интерьеры и мебель для галереи проектировал архитектор Анри ван де Вельде. Предметы из стекла были созданы в мастерских Эмиля Галле и Луиса Тиффани. Для галереи Бинга Фрэнк Брэнгвин исполнил две созвучные новому стилю настенные росписи — «Музыка» и «Танец». Шесть витражей, выполненных по его эскизам, изготавливаются затем у Тиффани. Навыки работы с декоративно-прикладным искусством, полученные у Уильяма Морриса, Брэнгвин использовал также в дизайне ковров, тканей, посуды и мебели. Брэнгвин никогда не работал с керамикой самостоятельно, однако создавал эскизы для таких компаний, как Royal Doulton. Придерживаясь принципов Движения искусств и ремесел, он предоставлял мастерам свободу выражения, призывал их расписывать каждый предмет в индивидуальной манере. Таким образом, несмотря на схожий мотив орнамента, каждое изделие становилось уникальным. Брэнгвин настаивал на невысокой стоимости изделий, чтобы их могли себе позволить приобретать покупатели скромного достатка.
Сэр Фрэнк Брэнгвин
The Tan Pit
1906
Бумага, офорт. 35,3х37,8 см
Британский музей, Лондон
В течение своей жизни Брэнгвин неоднократно получал заказы на монументальные работы. Среди них настенная роспись лондонской торговой ассоциации The Skinners' Company и обеденного зала дворца Ка' Реццонико в Венеции, 16 панелей «Британская империя» для палаты лордов (ныне в Брэнгвин-холле в Уэльсе), мозаика апсиды церкви Св. Айдана в Лидсе, «Британские комнаты» для биеннале в Венеции (за которые Брэнгвин был награжден в 1905 году золотой медалью).
Брэнгвин, ощущавший социальную ответственность, не мог оставаться равнодушным к жертвам насилия. В годы Первой мировой войны сотни тысяч бельгийских беженцев искали спасения в Англии. «Вы поможете жертвам войны обрести новый дом?» — вопрошал военный плакат Брэнгвина «Помощь лучше, чем сочувствие». Его постеры, исполненные в экспрессивной манере, стали красноречивыми призывами к гуманности. Послевоенная работа «Руины войны» была выполнена для сбора средств в Мемориальный военный фонд.
Будучи обеспеченным крупными заказами, художник раздавал свои работы небольшим галереям в индустриальных регионах Великобритании, преподносил свои рисунки, литографии и масляную живопись в дар музеям Брюгге и Брюсселя, Вены, Парижа, Кардиффа и Москвы.