Танцовщицы на репетиции
1875–1877
Картон, пастель
50 х 63 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Происхождение
До 1918 — собрание С.И. Щукина, Москва; затем 1-й Музей новой западной живописи; с 1923 — ГМНЗИ; с 1948 — ГМИИ.
Инв.: Ж-3276
Инв. ГМНЗИ: 41
У работы, которую приобрел С.И. Щукин, имеется сходство с полотном «Урок танца. Адажио», созданным Дега в 1876 году (собрание Барелла, Шотландия). Схожи интерьеры этих двух картин, то, как изображены винтовая лестница и большие окна. Судя по всему, художник воспроизвел знакомый ему интерьер Парижской оперы. Имеется также поздний рисунок углем, на котором мастер запечатлел двух обнаженных танцовщиц в позах, близких к позам двух центральных балерин на «щукинской» пастели.
А.П.
Эдгар Дега (Edgar Degas)
1834, Париж — 1917, Париж
1917
Французский живописец и скульптор, один из родоначальников импрессионизма.
Учился живописи в Школе изящных искусств (1855–1856) у Луи Ламота, ученика Доминика Энгра, влияние которого сказалось на его раннем творчестве. Познакомился в Школе с Анри Фантен-Латуром и Леоном Бонна. В 1856–1860 годы предпринял пять поездок в Италию, где изучал и копировал произведения мастеров Возрождения. Дебютировал в Салоне 1865 года. Вскоре сблизился с Эдуардом Мане, встречался с Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, Альфредом Сислеем, Фредериком Базилем. Совершил поездку в Новый Орлеан, США (1872–1873). Принял участие во всех выставках импрессионистов (1874–1886), кроме седьмой (1882), когда протестовал против участия в ней Моне и Ренуара, не порвавших с Салоном. В 1885 году зрение Дега стало ухудшаться, а в последние два десятилетия его жизни оно сделалось катастрофически слабым. Наряду с живописью работал в рисунке, гравюре, монотипии, скульптуре, в каждом из родов искусства выказывая самые смелые творческие подходы.