NeWestMuseum
Музей нового западного искусства

КоллекцияМорис Дени  Зеленый берег моря. Перро-Гирек

Морис Дени
Зеленый берег моря. Перро-Гирек
1909
Холст, масло. 97 x 180 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Происхождение

1909 – приобретена И.А. Морозовым у художника в галерее Дрюэ, Париж, за 6920 франков (из них 420 франков уплачены за старую раму). До 1919 в собр. И.А. Морозова, Москва; затем 2-й Музей новой западной живописи. С 1923 – ГМНЗИ. С 1948 – ГМИИ.


Инв.: Ж-3376

Инв. ГМНЗИ: 311

Описание
Зеленый берег моря. Перро-ГирекЗеленый берег моря. Перро-Гирек
Морис Дени
Зеленый берег моря. Перро-Гирек
Увеличить

Для оформления музыкального салона в доме И. А. Морозова на Пречистен­ке Морис Дени написал произведение «Зеленый берег моря». Художник находит в своем пейзаже такие сочетания красок и нежных певучих линий, что невольно напрашиваются аналогии с музыкой. Его приглушенные тона создают ощуще­ние цветового аккорда; подобно гармоническим созвучиям они воспринимают­ся в развитии, как музыкальная фраза, сочетания же линий и пятен сродни мелодическому рисунку Клода Дебюсси. Нелишне будет вспомнить, что увлече­ние музыкой было настолько характерно для художников «Наби», что они нередко, как это было в письмах Дени и Серюзье, изъяснялись музыкальными терминами, хотя речь у них при этом шла о живописи. Главным выразительным средством у Дебюсси была арабеска, таким же экспрессивным средством у Мориса Дени становятся линия и цвет. Их особый музыкальный ритм погру­жает мифологизированную природу в пейзаже Дени во вневременное бытие. Не случайно, что среди близких друзей художников группы «Наби» были Де­бюсси, Шоссон и Террас — наиболее значительные композиторы-символисты. У художников ярко проявилась «музыкальная» символическая тенденция к смяг­чению красочных сочетаний, тяга к декоративности с изысканными тающими арабесками в композиции.