Портрет доктора Рея
1889
Холст, масло
64×53 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Происхождение
1889–1900 — собственность доктора Рея, Арль; с 1900 — в галерее А. Воллара, Париж; галерея Кассирера, Берлин; до 1908 — в галерее Дрюэ, Париж; в 1908 приобретена С.И. Щукиным в галерее Дрюэ за 4600 франков. До 1918 — в собрании С.И. Щукина, Москва; затем 1-й Музей новой западной живописи; с 1923 — ГМНЗИ; с 1948 — ГМИИ.
Инв.: Ж-3272
Инв. ГМНЗИ: 33
В январе 1889 года Винсент ван Гог завершал лечение в арльском госпитале после первого приступа душевной болезни. За время пребывания в больнице художник успел сблизиться с лечащим врачом — доктором Феликсом Реем (1865–1932), который, кроме заботы о пациенте, проявил интерес к его творчеству. Стремясь отблагодарить врача, ван Гог решил написать его портрет, о чем и сообщил в письме брату 7 января 1889 года. К 17 января работа была уже закончена.
«Портрет доктора Рея» отличает подчеркнуто яркий колорит, плоскостность и почти полное отсутствие светотеневых моделировок. Такое преднамеренное упрощение живописной техники, возможно, преследовало цель сделать пластический язык более доступным. Одновременно это самоограничение художника способствовало и более полному раскрытию характера модели. Максимально приближенный к фигуре декоративный фон (скорее всего обои фабричного производства с крупными оранжевыми орнаментальными завитками) как будто замыкает доктора в атмосфере обыденности. По свидетельству современников, портрет отличался удивительным сходством с оригиналом. Возможно, это следовало из того, как было написано полное, пышущее здоровьем лицо персонажа с тщательно и аккуратно подстриженной бородкой, не выражающее тревог или переживаний, и его франтоватый наряд с кричащими сочетаниями синего пиджака, оранжевых пуговиц, полосатого галстука и зеленой жилетки. Однако при этом портрет был исполнен динамичными, темпераментными мазками, образовавшими сложную живописную ткань.
Доктор Рей благосклонно и снисходительно принял подарок своего пациента. Однако, несмотря на старания художника, он так и не стал поклонником его творчества. В 1900 году доктор без сожаления расстался с портретом, уступив его Амбруазу Воллару за смехотворно малую сумму. Вошедшая в собрание С.И. Щукина картина стала единственным портретом кисти ван Гога в российских собраниях. Особое положение работы подчеркивалось и расположением ее в доме в Большом Знаменском — отдельно от других произведений ван Гога, рядом с портретами кисти Ренуара, Сезанна и Дени.
Ал.П.
Винсент Ван Гог (Vincent Van Gogh)
1853, Грот-Зюндерт, Северный Брабант — 1890, Овер-сюр-Уаз
1890
Нидерландский художник-постимпрессионист. Обладал ярким индивидуальным стилем, для которого была свойственна небывалая живописная свобода, быстрота исполнения, насыщенность цвета, рельефность мазка.
Родился в семье пастора. В 15 лет устроился продавцом в гаагский художественный салон; затем работал арт-дилером попеременно в Лондоне (1873, 1875) и Париже (1874–1875). Начав обучение рисунку в Академии художеств Брюсселя (1880–1881), продолжил самообразование дома в Эттене. В 1881–1883 годах жил в Гааге — художественном центре Голландии того времени. В 1885–1886 годах посещал антверпенскую Академию художеств. В 1886 году переселился в Париж к брату Тео, ведущему торговлю произведениями искусства. В феврале 1888 года уехал в Арль, где его творчество достигло исключительной интенсивности. Мечтал о создании «Мастерской юга», которая бы объединила художников-единомышленников; однако его совместная работа с прибывшим в Арль Гогеном не увенчалась успехом, а разногласия между ними резко отразились на психическом состоянии Ван Гога. В мае 1889 года дал согласие на добровольное лечение в убежище для душевнобольных Сен-Поль в Сен-Реми. В мае 1890 перебрался в Овер-сюр-Уаз, к северу от Парижа. Во время очередного приступа болезни смертельно ранил себя выстрелом из револьвера и через два дня умер на руках у Тео.