Портрет молодой девушки
1888
Бумага, тростниковое перо тушью по подготовке карандашом
32,5х24,5 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Происхождение
C 1932 - ГМНЗИ (передан из ГМИИ), с 1948 - ГМИИ
Инв.: Р-10555
Инв. ГМНЗИ: 1083
Рисунок соотносится с живописным портретом, известным под названием «Мусме» (La Mousmé) (Национальная галерея, Вашингтон). Художник работал над этой картиной в Арле в июле 1888 года. Именно о ней идет речь в одном из писем ван Гога к брату Тео: «Знаешь ли ты, кто такие "мусме"? (Тебе это станет известно, когда ты прочтешь "Госпожу Хризантему" Лоти.) Так вот, я написал одну такую особу. <...> Мусме — это японская или в данном случае провансальская девушка лет 12–14...» Московский рисунок был исполнен, как это нередко делал ван Гог, с уже готовой картины и предназначался для его друга Эмиля Бернара. В переписке с Бернаром, художником и писателем, рисунки такого рода давали адресату возможность составить представление о композиции новых картин ван Гога. Авторские пометки на полях призваны были восполнить отсутствие цвета в графической версии портрета. В московской зарисовке, однако, несколько изменены сравнительно с картиной очертания юбки и положение левой руки модели: ван Гог никогда не копировал механически свои композиции, он как бы заново воссоздавал их средствами графики. Именно в рисунке художник добивался тех качеств, которых, как ему казалось, он не всегда достигал в живописи: имеется в виду то, что ван Гог называл «четкостью мазка». Этой цели служила техника, характерная для зрелого и позднего творчества ван Гога: широкое тростниковое перо тушью по легкому наброску карандашом.
В. М.
Винсент Ван Гог (Vincent Van Gogh)
1853, Грот-Зюндерт, Северный Брабант — 1890, Овер-сюр-Уаз
1890
Нидерландский художник-постимпрессионист. Обладал ярким индивидуальным стилем, для которого была свойственна небывалая живописная свобода, быстрота исполнения, насыщенность цвета, рельефность мазка.
Родился в семье пастора. В 15 лет устроился продавцом в гаагский художественный салон; затем работал арт-дилером попеременно в Лондоне (1873, 1875) и Париже (1874–1875). Начав обучение рисунку в Академии художеств Брюсселя (1880–1881), продолжил самообразование дома в Эттене. В 1881–1883 годах жил в Гааге — художественном центре Голландии того времени. В 1885–1886 годах посещал антверпенскую Академию художеств. В 1886 году переселился в Париж к брату Тео, ведущему торговлю произведениями искусства. В феврале 1888 года уехал в Арль, где его творчество достигло исключительной интенсивности. Мечтал о создании «Мастерской юга», которая бы объединила художников-единомышленников; однако его совместная работа с прибывшим в Арль Гогеном не увенчалась успехом, а разногласия между ними резко отразились на психическом состоянии Ван Гога. В мае 1889 года дал согласие на добровольное лечение в убежище для душевнобольных Сен-Поль в Сен-Реми. В мае 1890 перебрался в Овер-сюр-Уаз, к северу от Парижа. Во время очередного приступа болезни смертельно ранил себя выстрелом из револьвера и через два дня умер на руках у Тео.