Бернхард Хётгер (Bernhard Hoetger)
1874, Дортмунд (Германия) — 1949, Интерлакен (Швейцария)
1949
Немецкий скульптор и архитектор, сочетавший в своем творчестве образность югендстиля и экспрессионизма.
Фото Nicola Perscheid
Katalog Landesmuseum Mainz, 1989
Хётгер родился в Дортмунде в семье кузнеца. Получив профессию каменщика и резчика по дереву (с 1888 по 1892 год юноша обучался ремеслу в Делтмольде), в 1895–1897 годах он работает техническим руководителем в мастерской церковного искусства в Виденбрюке. По окончании класса скульптуры в Академии художеств в Дюссельдорфе (1897–1899) он отправляется в Париж на Всемирную выставку, а затем принимает решение остаться на несколько лет в столице Франции. Определенное влияние на его творчество в этот период оказывает Огюст Роден. Это влияние, в частности использование новой импрессионистической техники лепки, прослеживается в небольших по размеру композициях Хётгера вплоть до 1905 года. Именно тогда он представляет свои работы на Осеннем салоне и знакомится с творчеством Аристида Майоля. Стилистика немецкого скульптора вскоре претерпевает изменения, его произведения, становясь более монументальными и экспрессивными, демонстрируют простоту форм, заимствованную Хётгером у мастеров Средневековья.
В 1911 году Хётгер принимает приглашение стать членом Дармштадтской колонии художников и архитекторов. В конце того же года он едет во Флоренцию, где, работая над скульптурами, начинает использовать технику глазурованной майолики. Эту серию произведений он показал в Дармштадте в 1914 году на 4-й и последней выставке колонии художников. К дармштадтскому периоду относится также скульптурное оформление так называемой Платановой рощи — парка, находившегося на территории этого поселка художников. В аллегорических статуях и рельефах «Весна», «Лето», «Сон», «Пробуждение» Хётгер хотел отобразить взаимосвязь человека и природы, идею непрекращающегося круговорота жизни, а также двойственности человеческой натуры.
В 1914 году мастер по совету Паулы Модерзон-Беккер, с которой он познакомился в Париже в 1906 году, переезжает в колонию художников в Ворпсведе. Там он приобретает крестьянский дом, перестроенный им позднее по собственному вкусу (для него это был первый опыт работы в качестве архитектора). Его архитектурные эксперименты привлекли внимание промышленника Германа Балзена, по заказу которого Хётгер спроектировал здание фабрики и прилегающего к ней жилого квартала на окраине Ганновера (проект не был осуществлен). В 1925–1927 годах мастер разрабатывает и воплощает в жизнь еще один архитектурный проект — здания кафе и выставочного зала в Ворпсведе. К данному периоду относится и ряд монументальных скульптурных произведений: «Нижнесаксонский камень» (памятник воинам, павшим в Первую мировую войну) и надгробный памятник Пауле Модерзон-Беккер.
Бернхард Хётгер
Несущий свет
1936
Рельеф на фасаде
Вид улицы Бёттхерштрассе, Бремен, Германия
Фото Jürgen Howaldt
Бернхард Хётгер
Вакх
1927
Скульптура. Высота 211,5 см
Вид улицы Бёттхерштрассе, Бремен, Германия
Фото Jürgen Howaldt
Бернхард Хётгер
Скульптуры Вечер, Юность, Сумерки
Вид улицы Бёттхерштрассе, Бремен, Германия
Фото Jürgen Howaldt
Одним из покровителей мастера с 1923 года становится крупный немецкий промышленник Людвиг Розелиус, заказавший Хётгеру оригинальный проект: архитектурное и скульптурное оформление улицы Бёттхерштрассе в Бремене. Работу, в которой сочетались старинные и новейшие строительные приемы (в частности, в своеобразной фигурной кирпичной кладке), Хётгер закончил в 1931 году. И мецената, и скульптора увлекали общие идеи, связанные с поисками основ национальной культуры. Что нашло свое воплощение в знаменитом «Доме Атлантис» на Бёттхерштрассе.
В 1934 году Хётгер уезжает в Берлин, вступив к тому времени в национал-социалистическую партию. Однако мир его художественных образов оказался чуждым новой власти. Его работы причислили к «дегенеративному искусству», а самого скульптора исключили из партии. В 1943 году Хётгер покидает Германию и уезжает в Швейцарию, где умирает спустя шесть лет.