Георг Кольбе (Georg Kolbe)
1877, Вальдхайм (Саксония) — 1947, Берлин
1947
Известный немецкий скульптор, творчество которого продолжает традиции неоклассики, автор портретов и монументальных работ.
Георг Кольбе родился в семье художника. В 1891–1898 годах он учится живописи и рисунку в Школе прикладного искусства в Дрездене, в Академии художеств в Мюнхене, а затем в Академии Жюлиана в Париже. К скульптуре он впервые обращается во время своего пребывания в Риме в 1899 году, взяв несколько уроков у известного мастера-неоклассициста Луи Тюайона.
В 1901 году Кольбе возвращается из Рима в Германию и живет в Лейпциге, откуда в 1904 году переезжает в Берлин. К этому моменту он уже полностью оставил занятия живописью. В столице молодой скульптор довольно быстро добивается успеха: он становится членом Берлинского сецессиона и заводит важные знакомства, в том числе с Паулем Кассирером, в галерее которого состоялась его персональная выставка. В 1905 году Кольбе стал одним из первых стипендиатов Виллы Романа с правом годовой стажировки во Флоренции.
К 1911–1912 годам определяется пластический язык Кольбе. Важнейшей работой этого периода является фигура «Танцовщицы», ставшая одним из самых знаменитых произведений немецкого искусства XX столетия. Созданный мастером образ обнаженной танцующей девушки, далекий от классических канонов красоты, принес ему официальное признание: скульптура была приобретена берлинской Национальной галереей. Вскоре последовал и первый официальный заказ на создание памятника поэту Генриху Гейне. В его художественном решении Кольбе использовал мотив танца, навеянный творчеством Вацлава Нижинского и Тамары Карсавиной, чьи выступления он видел во время гастролей труппы Сергея Дягилева в Берлине в 1912 году (памятник был демонтирован в годы нацистского режима).
Георг Кольбе
Танцовщица
1911-1912
Бронза
Высота 154 см
Национальная галерея, Берлин, Германия
Во время Первой мировой войны Кольбе служит военным летчиком. В 1917 году его отправляют в Стамбул, где он работает над памятником немецким солдатам, погибшим в Турции. Его проект подвергается резкой критике со стороны кайзера Вильгельма II.
После окончания войны Кольбе получает звание профессора и избирается действительным членом Прусской академии искусств, а также становится председателем Свободного сецессиона, являвшегося на тот момент самым значительным художественным объединением в Берлине.
Произведения Кольбе экспонируются на многочисленных персональных и коллективных выставках в Германии, в других странах Европы и Америке, их приобретают различные художественные собрания. Скульптору поступает много государственных и частных заказов на создание портретов и памятников. Например, на оформление мемориального фонтана памяти Вальтера Ратенау в Берлине в 1930 году, в котором Кольбе использовал нехарактерные для своего творчества формы (демонтирован в годы нацистского режима).
Глубокий отпечаток на творчество мастера наложила трагическая смерть жены Беньямины в 1927 году. Скорбью полны такие его работы, как «Реквием», «Пьета», «Танец смерти». С большим воодушевлением обращается скульптор в эти годы к работе над памятниками Бетховену (1926–1947) и Ницше (1931–1947, не реализован).
Образы, созданные Кольбе в 1930–1940-е годы, во многом отсылают к идеям Ницше, что было связано с личным интересом скульптора к наследию философа, нежели с официальными государственными заказами («Восхождение Заратустры», «Спорящий с Богом»). Правившая в эти годы в Германии партия не слишком благосклонно относилась к творчеству Кольбе, тем не менее нацистам было выгодно, чтобы именитый мастер представлял страну на международных выставках. В 1936 году на Олимпийском стадионе в Берлине были установлены выполненные им скульптуры «Отдыхающий атлет» и «Десятиборец», а в 1937 году композиция «Гений благой вести» экспонировалась в павильоне Германии на Всемирной выставке в Париже.
Первые годы Второй мировой войны Кольбе, страдавший от резкого ухудшения зрения и онкологического заболевания, провел в Берлине. В 1943 году во время бомбардировки были разрушены его дом и мастерская, после чего скульптор вынужден был отправиться в лагерь переселенцев в Силезию. Завершению мировой драмы художник посвятил скульптуру «Освобожденный» (1945). Окончательно вернувшись в Берлин в 1946 году, мастер продолжал работать вплоть до конца своих дней.