Акилле Лега (Achille Lega)
1899, Бризигелла (Эмилия-Романья) — 1934, Флоренция
1934
Итальянский художник, живописец и график, вначале близкий футуризму, затем — эстетике движения «Новеченто».
Акилле Лега родился в старинной аристократической семье, с давних времен известной в области Эмилии-Романьи. Однако вся жизнь художника была связана с Флоренцией, в которую он в десятилетнем возрасте переехал вместе с родителями. В отрочестве Акилле посещал школу рисования и гравирования Людовико Томмази, влияние реалистического искусства которого заметно в одной из первых работ молодого художника «Мол в Ливорно» (1914). Два года Лега (1914–1915) посещал местную Академию художеств, но был разочарован в принятой там системе преподавания. В 1915 году его впервые пригласили участвовать в групповой выставке в Пистойи. В это же время художник познакомился с группой флорентийских футуристов во главе с Арденго Соффичи, завсегдатаев известного кафе «Джуббе россе» («Красные пиджаки»), где происходили дружеские встречи, а бывало и потасовки авангардистов. Будучи под влиянием Соффичи, Лега в своей живописи тем не менее оставался в пределах вполне внятной фигуративности. Футуризм дал ему возможность значительно расширить цветовую палитру и сделать более динамичными колористические сочетание («Атмосферные вибрации летящего аэроплана», 1917, частное собрание, Флоренция).
В последний год Первой мировой войны художника призвали на военную службу, которую он, впрочем, отбыл в мирной Карраре. Вернувшись из армии в 1919 году, Лега принял участие в большой выставке футуристов, организованной Маринетти в Милане. В 1922 году во Флоренции состоялась его первая персональная выставка. На протяжении 1920-х годов его живопись претерпевает изменения: геометризированные формы несколько смягчаются, больше внимания художник стал отдавать будничному тосканскому пейзажу. С 1926 по 1929 год Лега участвует в выставках объединения «Новеченто» («Итальянский XX век»), пропагандировавшего возврат к традиционным формам изображения. Тогда же он стал сотрудничать в качестве иллюстратора и очеркиста с журналом Il Selvaggio. С 1928 по 1934 год художник был постоянным участником Венецианской биеннале.