Антонио Родригес Луна (Antonio Rodríguez Luna)
1910, Монторо (провинция Кордова) — 1985, Монторо
1985
Испанский художник-антифашист, живописец и график.
Родригес Луна родился в небольшом городке Монторо близ Кордовы. С 13 лет он начал посещать художественную школу в Севилье, в 17 лет поступил в Школу изящных искусств в Мадриде. Вместе с сокурсниками Хосе Планесем, Энрике Клименте, Франсиско Матеосом в 1929 году он организовал Общество независимых художников и Салон независимых. Он также экспонировался в Салоне испанских художников в Сан-Себастьяне, на выставках каталонского искусства в Барселоне, в Доме культуры в Париже.
Первая персональная выставка Родригеса Луны состоялась в 1933 году в Мадриде в Музее современного искусства. Экспрессивность и гротеск изображенных композиций дали повод некоторым критикам причислить их автора к сюрреалистам. С наибольшей силой эта способность увидеть и показать реальность на грани абсурда проявилась у художника во время Гражданской войны (1936–1939), когда он активно стал работать в тиражной графике. В 1937 году вышел его альбом литографий «Шестнадцать картинок войны», навеянных образами Босха и Брейгеля. Эти гравюры, обличающие бойню, затеянную франкистами, были показаны в павильоне Испании на проходившей в то время в Париже Международной выставке. Другие подобные «картинки» регулярно появлялись в прессе, в том числе в журнале «Октябрь», который выпускали писательница Мария Тереза Леон и ее супруг поэт Рафаэль Альберти.
С приходом к власти генерала Франко художник вынужден был бежать из страны. После недолгого пребывания во французском концлагере в Аржеле-сюр-Мер (Восточные Пиренеи) живописцу удалось эмигрировать в Мексику. Получив трехлетнюю стипендию от Фонда Гуггенхайма, Родригес Луна продолжил работать и выставляться: он экспонировался в Музее современного искусства и во Дворце изящных искусств в Мехико, а также в галереях Нью-Йорка, Вашингтона и Сан-Франциско. В 1940-х и 1950-х годах мастер преподавал в Национальной школе пластических искусств. В Испанию художник смог вернуться лишь после смерти Франко. В 1981 году он обосновался в родном городе Монторо и подарил муниципалитету собрание своих работ, ставшее после его смерти основой музея-мастерской.