Эдуард Мане (Edouard Manet)
1832, Париж — 1883, Париж
1883
Знаменитый французский живописец и график, предшественник и вдохновитель импрессионистов и одновременно их современник и товарищ, оказавший влияние на последующую модернистскую живопись.
Мане родился в Париже в семье советника суда. Его отец был против того, чтобы сын стал художником. Получив классическое образование в коллеже Роллена, юноша не стал поступать в университет. Решив стать моряком, он в 1848 году безуспешно пытался сдать вступительные экзамены в мореходную школу. Тем не менее его на шесть месяцев взяли юнгой на торговое судно. Мане побывал в Гваделупе и Рио-де-Жанейро. Вернувшись во Францию, он снова подал документы в мореходную школу, но потерпел неудачу и на этот раз.
Наконец почувствовав свое истинное призвание, Мане поступил в мастерскую известного тогда художника Тома Кутюра, у которого обучался в течение шести лет (1850–1856). Одновременно посещал Академию Сюиса, копировал картины старых мастеров в Лувре, особенно испанцев. В 1852–1853 годах совершил путешествия в Голландию, Германию, Италию и Австрию. В 1859 году Мане попытался представить в Салоне картину «Любитель абсента», которую жюри сочло вызовом официальному искусству.
В 1863 году в художественной жизни Парижа произошли существенные перемены: с позволения Наполеона III был организован Салон отверженных — выставка работ, не принятых в официальный Салон. Именно на этой выставке была показана картина Мане «Завтрак на траве», вызвавшая возмущение не понимавшей новаторства публики, посчитавшей сюжет скабрезным, а исполнение вульгарным. Мане приобрел репутацию ниспровергателя моральных устоев и основ высокого искусства, которую подтвердил скандал, разразившийся вокруг картины «Олимпия», выставленной в Салоне 1865 года. Эмиль Золя опубликовал в газете Evenement («Событие») восторженный отзыв о работе. Тогда же вокруг Мане начал формироваться круг почитателей, состоявший из наиболее прогрессивных художников и критиков искусства Антонена Пруста, Захария Астрюка и других.
В том же году Мане совершил путешествие в Испанию, где под впечатлением от увиденных в музеях произведений Веласкеса и Риберы окончательно сложилась его индивидуальная манера. В 1867 году, подобно другому отвергнутому художнику Гюставу Курбе, Мане организовал на свои средства персональную выставку из пятидесяти картин, которая проходила во время работы Всемирной выставки.
Мане не только дружил с импрессионистами, оказывая им материальную поддержку, но и перенимал их новаторские приемы, в частности высветленную палитру и раздельный мазок. По примеру Клода Моне он в середине 1870-х начал работать на пленэре («В лодке», «Аржантей», «Клод Моне за работой в своей плавучей мастерской»). Не участвуя в выставках импрессионистов, Мане оказал большое влияние на формирование этого направления. Не только пейзажи художника, но и жанровые картины — «Разносчица пива», «Бар в Фоли-Бержер» (1882, Институт Курто) — стали блестящими образцами новой живописи.
Широкое признание пришло к художнику лишь за год до смерти. Мане удостоился ордена Почетного легиона. Запоздалая награда не принесла ему особого удовлетворения. Уже во время работы над картиной «Бар в «Фоли-Бержер» мастер был болен атаксией, его ноги были парализованы. После ампутации ноги, вызванной воспалением вен и начавшейся гангреной, художник скончался.