Мост Сен-Мишель в Париже
1908
Холст, масло
65 × 81 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Происхождение
В 1908 приобретена Э. Дрюэ у художника (Париж); в 1910 (?) приобретена С. И. Щукиным у Дрюэ; с 1919 — МНЗЖ; с 1923 — ГМНЗИ; с 1948 — ГМИИ.
Инв.: Ж-3289
Инв. ГМНЗИ: 84
Надпись на ярлыке галереи Дрюэ «Quai des Grands Augustins» («Набережная Гран-Огюстен»), который был приклеен на подрамнике, часто вводила исследователей в заблуждение. За картиной на время закрепилось это второе название. Однако героем полотна все же является мост Сен-Мишель, а не набережная «августинцев», которая едва видна в левой верхней стороне картины. Пейзажи с названием «Набережная Гран-Огюстен» были написаны Марке с другой точки, на самой набережной, причем мост Сен-Мишель на них почти не виден. Их датируют обычно 1905–1906 годами. Данная же картина исполнена в 1908 году, она написана из окна его мастерской, расположенной в доме № 19 на набережной Сен-Мишель. Очень близкий к московской работе пейзаж находится в Музее изящных искусств в Гренобле.
А.П.
Альбер Марке (Albert Marquet)
1875, Бордо — 1947, Париж
1947
Французский художник-постимпрессионист, близкий к фовизму. Писал преимущественно речные и морские пейзажи.
Учился в Школе декоративных искусств и Школе изящных искусств (класс Фернана Кормона, затем Гюстава Моро), где сблизился с Анри Матиссом, Жоржем Руо, Анри Мангеном и Шарлем Гереном. Копировал произведения Шардена, Пуссена, Веласкеса и Лоррена. После смерти Моро посещал академию Каррьера, где познакомился с Андре Дереном и Жаном Пюи. В 1899 году впервые принял участие в Салоне Национального общества изящных искусств, а в 1901 году — в Салоне Независимых. В 1902 году Марке выставлялся в галерее Эжена Дрюэ, ставшего его маршаном, а со следующего года начал выступать в Осеннем салоне. Летом 1905 года работал в Сен-Тропезе вместе с Матиссом и создал серию морских пейзажей в новой для себя яркой гамме чистых цветов. В 1905 году картины Марке были представлены в седьмом зале Осеннего салона, наряду с работами Матисса, Мангена, Дерена и Мориса Вламинка. Ряд картин, написанных художником в этот период, относятся к лучшим произведениям фовизма. Летом 1906 года работал в Гавре вместе с Раулем Дюфи. На протяжении всей жизни писал набережные Парижа, для чего снимал мастерские с видом на Сену. Много путешествовал, работал во Франции, Англии, Голландии, Норвегии, Швеции, Румынии, Германии, Италии, Марокко, Египте, Тунисе, Испании, Советском Союзе. Второй родиной для художника стал Алжир, где Марке встретил свою будущую жену и провел годы Второй мировой войны.