Михай Мункачи (Mihály Munkácsy)
1844, Мукачево (Венгерское королевство, ныне Закарпатская область, Украина) — 1900, Эндених (Германия)
1900
Венгерский художник, мастер портретной, жанровой и исторической живописи.
Михай Мункачи
Автропортрет, 1881
Холст, масло. 42.7 × 32 см
Национальная Галерея, Будапешт, Венгрия
Михай Либ (такова настоящая фамилия художника) родился в семье выходцев из Баварии в городе Мункаче, который входил тогда в состав Венгерского королевства (сейчас украинский город Мукачево). Фамилией Мункачи он начал подписываться с 1863 года. Потерял родителей в 6 лет, его воспитанием и образованием занимался дядя Иштван Реёк. В 1855 году Михай обучался ремеслу плотника. В начале 1860-х начал брать уроки живописи у местного художника Элека Самоши. В 1865 году поступил в венскую Академию художеств, которую был вынужден оставить через полгода из-за высокой платы за обучение. В ноябре того же года он был принят в мюнхенскую Академию художеств. В 1867 году Мункачи получил стипендию и посетил Всемирную выставку в Париже, где познакомился с творчеством Жан-Франсуа Милле и Гюстава Курбе. Оставив мюнхенскую академию, переехал в Дюссельдорф и продолжил обучение в тамошней Академии художеств, испытал влияние известного художника-жанриста Людвига Кнауса. В 1869 году исполнил свое первое программное произведение «Камера смертника» (или «Последний день осужденного»), которое получило на выставке в парижском Салоне 1870 года золотую медаль.
В 1871 году окончательно перебрался в Париж благодаря покровительству мецената, барона де Марша и его жены Сесиль. Познакомился с художниками барбизонской школы. В этот период острая социальная проблематика его полотен отходит на второй план. Художник много работал в жанре пейзажа. После смерти де Марша в 1873 году женился на его вдове. Под ее влиянием обратился к салонным сценам, которые принесли ему широкую известность благодаря виртуозной технике исполнения. В 1878 году в Париже подписал десятилетний контракт с австрийским торговцем произведениями искусства Шарлем (Карлом) Зедельмейером.
В этот же период много работал в жанре портрета, обратился к историческим сюжетам. Под впечатлением от книги Эрнеста Ренана «Жизнь Иисуса» исполнил серию полотен на евангельские сюжеты, которые пользовались огромным успехом не только в Европе, но и в США («Голгофа», 1884, Художественный музей Филадельфии). В 1886–1890 годах исполнил роспись потолка над лестницей в венском Музее истории искусств на тему «Апофеоз Возрождения».