Эмиль Нольде [наст. Эмиль Хансен] (Emil Nolde [Emil Hansen])
1867, деревня Нольде (Шлезвиг, Дания) — 1956, Зебюлль (Шлезвиг-Гольштейн, ФРГ).
1956
Крупнейший немецкий художник-экспрессионист датского происхождения, живописец и график, участник модернистского объединения «Мост», автор религиозных картин.
Будущий художник Нольде (эту фамилию в честь родных мест он себе возьмет в 1900 году) родился в деревне Нольде в Тондерне (Северный Шлезвиг тогда входил в состав Пруссии) в семье крестьянина Ханзена. В 1884 году он учится резьбе по дереву в школе художественных ремесел во Фленсбурге, затем уезжает на юг и посещает школу прикладных искусств в Мюнхене, а также частную школу живописи Фридриха Фера. С 1890 года он работает на мебельной фабрике в Берлине в качестве художника-проектировщика. Через год его приглашают в школу при музее ремесел в Санкт-Галлене (Швейцария) преподавать орнаментальный рисунок. С 1899 по 1900 год молодой художник проходит практику в Академии Жюлиана в Париже.
В 1900 году Нольде едет в Копенгаген, знакомится с актрисой Адой Вильструп и женится на ней. С этого времени художник попеременно живет в Берлине, где у него мастерская, во Фленсбурге и на острове Альзен, где летом пишет пейзажи и натюрморты. В 1906 году Карл Шмидт-Ротлуфф предлагает ему вступить в объединение «Мост», происходит его знакомство с норвежцем Эдвардом Мунком. Тогда же он вступает в Берлинский сецессион, из которого его в 1910 году изгоняют по настоянию Макса Либермана за вольную трактовку религиозных сюжетов («Троицын день», «Причастие. Тайная вечеря», «Осмеяние Христа» и др.). На следующий год Нольде едет в Брюссель и знакомится с Джеймсом Энсором, также занимающимся проблемой современной религиозной картины.
Увлеченный, как и многие его коллеги-модернисты, первобытным искусством неевропейских народов, Нольде в 1913–1914 годах совершает с экспедицией, организованной Имперским колониальным управлением, поездку в Восточную Азию и Новую Гвинею.
С началом Первой мировой войны Нольде уединяется в Утенварфе на западном побережье Северной Фрисландии близ Тондера. После пересмотра границ в 1920 году он хотя и принимает датское подданство, однако поселяется на немецкой территории в Зебюлле, вблизи своих родных мест. В 1927 году в Дрездене прошла ретроспектива мастера, приуроченная к его 60-летию. В 1931 году он становится членом Прусской академии художеств.
Чрезмерно увлеченный идеями почвенничества и национального превосходства, Нольде в 1934 году вступает в Национал-социалистическую рабочую организацию Северного Шлезвига (NSAN) — аналог немецкой NSAPD. Однако нацистские «культуртрегеры» признали его творчество «вырожденческим», а этапную работу художника «Житие Христа» экспонировали на печально знаменитой выставке 1937 года «Дегенеративное искусство». Тогда же из музеев было изъято свыше тысячи его работ, а в 1941 году ему было запрещено работать по профессии. В годы режима Нольде мог лишь втайне заниматься акварелью, которую легче было скрыть. После войны мастера награждают орденом «За заслуги». В 1955 году его работы демонстрировались на первой выставке послевоенного модернизма documenta в Касселе.
П.К.