Хоакин Соролья-и-Бастида (Joaquín Sorolla y Bastida)
1863, Валенсия — 1923, Серседилья (провинция Мадрид)
1923
Испанский живописец, крупнейший представитель национальной школы импрессионизма.
Оставшийся в раннем детстве сиротой, Соролья воспитывался в семье тетки и ее мужа. В возрасте 14 лет Хоакин стал ходить учиться рисованию в Школу ремесел, а позднее — в Школу изящных искусств Валенсии. Оплачивал же учебу юноша тем, что писал на продажу небольшие картинки. В 1881 году Соролья отправляется в Мадрид и в музее Прадо копирует произведения Риберы, Веласкеса и Эль Греко. Спустя три года его монументальная картина «Оборона артиллерийской батареи Монтелеона» была удостоена серебряной медали национальной выставки в Мадриде. А через год такая же многофигурная композиция на тему сопротивления наполеоновскому вторжению в Испанию в 1808 году «Крик Паллетера» дала повод муниципалитету Валенсии выделить Соролье грант для четырехлетнего обучения в Испанской академии искусств в Риме.
В период своего пансионерства в Италии художник наведывался в Париж, чтобы познакомиться с новейшими течениями. Более всего его впечатлили картины Жюля Бастьен-Лепажа, сочетавшего натурализм с приемами импрессионизма, и полотна немецкого реалиста Адольфа Менцеля. Пытаясь им следовать, Соролья написал полотно «Погребение Христа», которое, впрочем, получило критические отзывы как со стороны художественных кругов, так и клерикалов, обвинивших живописца в вульгарности.
Хоакин Соролья-и-Бастида
Юные амфибии
1903
Холст,масло. 96,2 x 130,5 см
Художественный музей, Филадельфия
Постепенно высветляя палитру и отдаляясь от социальной тематики (вехами на этом пути стали картины «Возвращение с рыбной ловли», 1894, «Портрет доктора Симарро с микроскопом», 1897, и «Печальное наследие» 1899, — сцена купания в море детей, ставших инвалидами в результате эпидемии полиомиелита), художник ограничил себя кругом простых мотивов: дети, играющие на берегу моря, портреты близких, виды побережья, эффекты солнечных бликов на воде и на листве, а также развевающихся одежд на ветру. Это позволяло Соролье решать те живописные задачи, которые на четверть века раньше стояли и перед его старшими французскими коллегами. Его живописная манера с легкими и как бы скользящими мазками получила широкое признание. Соролья с успехом экспонировался на Всемирной выставке в Париже в 1900 году и получил орден Почетного легиона. Спустя шесть лет парижане увидели его персональную выставку, состоявшую из 500 полотен. Тогда же его «повысили» до звания офицера ордена Почетного легиона. В скором времени художник смог осуществить свою давнишнюю мечту — построить в столице особняк-мастерскую. В 1908 году на своей персональной выставке в Лондоне он познакомился с американским магнатом и меценатом Арчером Хантингтоном, основавшем в Нью-Йорке Испанское общество Америки. На следующий год общество устроило Соролье выставку в Новом Свете, в ходе которой из 350 работ было раскуплено около 200. Этого вполне хватило на особняк и окружающий сад. В 1911 году Хантингтон предложил мастеру создать серию больших картин об Испании для украшения здания общества в Нью-Йорке. Над серией из 14 панно «Виды Испании» художник, делая этюды и эскизы в Наварре, Каталонии, Валенсии и Андалусии, Кастилии и других провинциях, работал восемь лет. Последнюю картину он отослал в США в 1919 году. Однако всего ансамбля Соролья так и не смог увидеть: в 1920 году художника прямо за мольбертом сразил инсульт. Зал Испанского общества с его живописной сюитой открыли только в 1928 году.