Фриц Таулов (Fritz Thaulow)
1847, Христиания (Осло) — 1906, Волендам, Северная Голландия
1906
Норвежский живописец, рисовальщик, гравер.
Фото: Wilse, Anders Beer. 1900-1906. Национальная библиотека, Осло
Учился в 1870–1873 годах в копенгагенской Академии художеств у Карла Сёренсена, а в 1873–1875 годах — в Академии художеств в Карлсруэ у Ханса Гюде. В 1875–1879 годах Таулов жил в Париже. Начинал как маринист, его морские пейзажи имели успех и выставлялись в Салоне. Но после знакомства с французским реализмом и в первую очередь с творчеством Бастьен-Лепажа его стиль начинает меняться. В 1879 году посетил Скаген — датскую колонию молодых художников. 1879–1892 годы провел в Христиании, способствовал знакомству норвежских художников с французским реализмом. В этот же время окончательно сложилась его собственная художественная манера. Совершил ряд путешествий в Париж (1882–1883), Шотландию (1884), Венецию (1885) и Гамбург (1885–1886). В 1892 году переехал в Париж. Много путешествовал по Европе, посетил Америку в 1898-м. Активно выставлялся и плодотворно работал, создавая около пятидесяти полотен в год. В начале 1880-х годов основал в Модуме (близ Христиании) первую в Норвегии Академию пленэра. В 1882 году вместе с Эриком Вереншольдом организовал Осенний салон для показа работ художников нового направления. В 1889-м входил в Международное жюри изящных искусств на Всемирной выставке в Париже, в 1890 году был одним из основателей Салона Марсова поля и регулярно участвовал на его выставках.
Хотя в основном Таулов работал в реалистической манере, в его произведениях часто можно встретить черты, характерные для работ импрессионистов, а в произведениях конца 1880-х нередко ощутимо влияние символизма. Отказавшись от нарративности и социального подтекста, Таулов в наибольшей степени воплотил популярную в это время в Европе идею «искусства для искусства» в норвежской живописи. Будучи близко знаком со многими французскими художниками, в том числе с Клодом Моне, Полем Гогеном и Огюстом Роденом, Таулов способствовал развитию французско-норвежских художественных связей в последней трети XIX века.