Утренний завтрак (С добрым утром)
Около 1896
Бумага, черный карандаш
40х52 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Происхождение
с 1925 – ГМНЗИ (передан из ГТГ, ранее – собрание М.А. Морозова), с 1948 – ГМИИ
Инв.: Р-10305
Инв. ГМНЗИ: 580
Рисунок для литографии «Женщина с подносом. Завтрак» из альбома Elles («Они»), изданного в Париже в апреле 1896 года тиражом 100 экземпляров (издатель Гюстав Пелле). Эстамп в том же обороте, что и рисунок, однако литография обнаруживает ряд отличий в деталях сравнительно с карандашным эскизом. Сюита Elles, состоящая из титульного листа и десяти цветных литографий, посвящена изображению проституток — тема не новая в творчестве мастера: быт «домов дурной репутации» и раньше был для Тулуз-Лотрека предметом художественного исследования. Между 1892 и 1895 годами он посещал в Париже заведения на улицах Мулен, Амбуаз и Жубер: профессия художника давала ему в этой среде особый статус и право наблюдать каждодневную жизнь проституток, изображая их в минуты досуга, за туалетом, в ожидании клиентов. Тулуз-Лотрек не заставлял свои модели принужденно позировать, но стремился передать их привычки и естественную манеру поведения. Взгляд художника острый, проницательный и беспощадно-трезвый, но это взгляд не судьи, а чуткого наблюдателя-психолога, понимающего эмоциональный мир своих героинь и трагическую сторону их существования. В сцене «Женщина с подносом. Завтрак» в изображенных персонажах обычно видят мадам Барон (Жюльетту Барон), хозяйку заведения на улице Мулен, и ее дочь Полину (мадемуазель Попо). Эти же лица узнаются в другой композиции из серии Elles — «Женщина в постели». Мать, прислуживающая своей дочери, содержанке богатого мужчины, — так коротко может быть определен сюжет рисунка из собрания ГМИИ и соответствующей литографии.
В. М.
Анри де Тулуз-Лотрек (Henri de Toulouse-Lautrec)
1864, Альби [Albi] — 1901, Замок Мальроме [Château Malromé], Жиронда
1901
Живописец, график, мастер плаката. Происходил из графского рода Тулуз-Лотрек-Монфа. Любимая тема его творчества — жизнь завсегдатаев кабаре, кафе, цирков и публичных домов.
Принадлежал графскому роду Тулуз-Лотрек-Монфа. В 17 лет поступил в мастерскую портретиста Леона Бонна, а после ее закрытия — в ателье мастера исторической живописи Фернана Кормона (1883–1886). Работал исключительно плодотворно: его ежедневными упражнениями были этюды натурщиц и знакомых, принадлежащих к разным слоям общества. Рисовал афиши для кабаре Мулен-Руж и других заведений, спектаклей и артистов; обращался к книжной иллюстрации, пробовал себя в театральной декорации, экспериментировал в области керамики и витража. Первая персональная выставка Тулуз-Лотрека прошла в 1895 году в галерее Буссо и Валадона. Члены семьи были настолько возмущены показанными работами, что уговорили Тулуз-Лотрека уехать в путешествие. Он отправился в Лондон, затем посетил Голландию, Испанию и Португалию. В начале 1899 года несколько месяцев провел в психиатрической клинике; из-за пристрастия к алкоголю летом 1901 года с ним случился удар, который он так и не пережил.