Морис Утрилло (Maurice Utrillo)
1883, Париж — 1955, Дакс (департамент Ланды, Гасконь)
Известный французский художник-пейзажист, писавший в основном отмеченные лиризмом виды парижских окраин и предместий; по традиции его относят к наивному искусству.
Матерью будущего художника была излюбленная модель Дега, Ренуара и Пюви де Шаванна знаменитая Сюзанна (настоящее имя Мари-Клементина) Валадон. Про отца Мориса было известно лишь то, что его звали Буасси и что он был художником. Восьмилетнего мальчика усыновил приятель Сюзанны, приехавший из Барселоны художественный критик Мигель Утрилло (или Утрильо). Попытки Валадон дать сыну образование не увенчались успехом: он убегал из коллежа Роллена, шлялся по улицам и привык выпивать с кем придется. Чтобы отвратить Мориса от пагубной страсти, из-за которой тот регулярно попадал в лечебницы, Сюзанна, сама начавшая писать, дала ему несколько уроков живописи.
С 1903 по 1906 год Утрилло писал в местечке Монманьи, расположенном неподалеку от Парижа. Пастозная и довольно темная живопись «периода Монманьи» к концу десятилетия постепенно высветляется, в палитре художника стали преобладать белила. Стремясь передать фактуру зданий, он экспериментирует с добавками в пигмент инородных материалов — песка и извести; избегая работать на пленэре, он для построения композиций пользуется видовыми почтовыми открытками. Начиная с «белого периода» (1910–1914) работы Утрилло все чаще экспонируются, на них обращают внимание художественные критики. Показ в Осеннем салоне, персональные выставки в галерее Эжена Бло (1913) и в галерее Лепутра (1919) приносят художнику успех. Его картины покупают уже не кабатчики, которым он отдавал картины за выпивку, а такие знатоки, как писатель Октав Мирбо, историк искусства Эли Фор, поэт и эссеист Франсис Карко, посвятившей Утрилло немало страниц свой книги «От Монмартра до Латинского квартала» и монографию «Легенды и жизнь Утрилло».
После войны в творчестве Утрилло начинается «многоцветный период», который, как считается, с незначительными изменениями продлился до конца его жизни. Художник пишет праздничный Монмартр, соборы и церкви Парижа — Нотр-Дам, Сакре-Кер, Сен-Пьер. Его персональные выставки с успехом проходят не только в Париже, но и в Лионе и Брюсселе. По заказу Сергея Дягилева художник создает декорации и костюмы для балета Джорджа Баланчина «Барабо», премьера которого в постановке труппы «Русского балета» прошла в Лондоне 11 декабря 1925 года. В 1926 году работа Утрилло «Церковь Сен-Северен» была продана на аукционе Друо за 50 000 франков. В 1928 году художник был удостоен ордена Почетного легиона.
В 1935 году 52-летний Утрилло женился на бывшей актрисе Люси Повель (в девичестве Валор), вдове бельгийского банкира, которая вместе с Сюзанной Валадон стала заниматься финансовыми делами художника и состоянием его здоровья, поскольку тот по-прежнему не был склонен к воздержанию. Художник уединился с семьей в своем доме в парижском пригороде Визине. Популярность мастера росла вместе с армией фальсификаторов его работ. Морис Утрилло скончался 5 ноября 1955 года в городке Дакс, на юго-западе Франции, где он в сопровождении жены проходил оздоровительный курс, и был похоронен на монмартрском кладбище Сен-Венсан.