Собрание представителей земства в Москве приняло программу умеренно-либеральных реформ в России.
Эсер С. В. Балмашев убил министра внутренних дел Д. С. Сипягина, инициатора жестких мер подавления протестных движений в России.
Президент Франции в Санкт-Петербурге
Президет Франции Эмиль Лубе на пристани в Петергофе во время визита в Россию
1902
В мае в Санкт-Петербург с визитом, направленным на укрепление русско-французского сотрудничества, прибыл президент Франции Эмиль Лубе. Его приезд стал важным этапом в формировании будущей Антанты.
Эмиль Комб во главе правительства Франции
Карикатура на Эмиля Комба, автора закона о отделении церкви от государства во Франции
1905
На парламентских выборах во Франции победу одержал блок левых партий, в результате чего французское правительство возглавил Эмиль Комб, начавший проводить решительную антиклерикальную политику. Комб пошел на разрыв дипломатических отношений с Ватиканом, провел закон о конгрегациях, поставивший под запрет религиозные ордена (некоторые из них вмешивались в дело Альфреда Дрейфуса – разумеется, на стороне военного министерства). Были закрыты религиозные школы и несколько монастырей, а их имущество экспроприировано, в том числе с применением военной силы. Комб подготовил закон об отделении церкви от государства. Его деятельность, а также активность нового военного министра Андре вели к заметному обострению отношений во французском обществе.
Умер Эмиль Золя.
Гийом Аполлинер опубликовал свои первые статьи.
В Московском Художественном театре состоялась премьера пьесы М. Горького «На дне» (постановка К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко).
Сцена из спектакля МХТ "На дне" по пьесе Максима Горького в постановке Константина Сергеевича Станиславского.
1902
© РИА Новости
Опера «Пеллеас и Мелизанда»
Мери Гарден в роли Мелизанды в постановке оперы «Пеллеас и Мелизанда» Дебюси
1902
Жорж Мельес, один из основоположников мирового кинематографа, выпустил «Путешествие на Луну», первый в истории научно-фантастический фильм.
Кадр из фильма Жоржа Мельеса «Путешествие на Луну»
1902
Кадр из фильма Жоржа Мельеса «Путешествие на Луну»
1902
В Салоне Независимых прошла ретроспектива Анри де Тулуз-Лотрека, а его мать передала в Национальную библиотеку 370 литографий художника.
Амбруаз Воллар организовал первую персональную выставку Аристида Майоля.
Клод Моне работает над сериями изображений лондонских мостов.
Пабло Пикассо написал главную картину Голубого периода – «Две сестры (Свидание)», которую в 1911 году купит С. И. Щукин.
Пабло Руис Пикассо
Две сестры (Свидание)
1902
Холст, наклеенный на дерево, масло. 152 х 100
Государственный Эрмитаж
Вышло в свет русское издание «Истории живописи в XIX веке» Рихарда Мутера (глава о русском искусстве была написана А. Н. Бенуа).
В Санкт-Петербурге открылась четвертая выставка объединения «Мир искусства»; центральная работа – «Демон поверженный» М. А. Врубеля.
Михаил Врубель
Демон поверженный (фрагмент)
1902
Холст, масло. 139 х 387
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Текст:
А. Костеневич
В каталоге прошедшей в залах московского Пассажа выставки «Мира искусства» четыре картины М. А. Врубеля отмечены как собственность М. А. Морозова: «Суд Париса», «Гадалка», «Сирень», «Сумерки».
В. А. Серов пишет портрет М. А. Морозова в рост на фоне мраморного камина (гонорар художника – 1000 рублей).
Валентин Серов
Портрет Михаила Абрамовича Морозова (фрагмент)
1902
Холст, масло. 215,5 х 80,8
Государственная Третьяковская галерея, Москва
М. А. Морозов покупает «Поле маков» Клода Моне и большой «Портрет актрисы Жанны Самари» Огюста Ренуара.
Пьер Огюст Ренуар
Портрет актрисы Жанны Самари (в рост)
1878
Холст, масло. 173 х 103 см
Государственный Эрмитаж
С. И. Щукин покупает картины Огюста Ренуара
Пьер Огюст Ренуар
Дама в черном
Ок. 1876
65,5х55,5
Пьер Огюст Ренуар
Девушки в черном
1880-1882
Холст, масло. 81,3 x 65,2 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Вероятно, именно в это время у С. И. Щукина появляются две картины Огюста Ренуара: «Дама в черном» и «Девушки в черном». Щукин ценил Ренуара меньше других импрессионистов, однако не мог отказать себе в удовольствии заполучить живопись мастера, противоречащую основной установке импрессионизма на отказ от внеспектральных тонов.
По заказу С. И. Щукина в мастерской Уильяма Морриса в Мертонском аббатстве выткана шпалера «Поклонение волхвов» (ГЭ), являющаяся седьмой из десяти версий прославленной шпалеры (версии ткались одна за другой на протяжении 17 лет – с 1890 по 1907 год – по одному картону).
Текст:
А. Костеневич