14 сентября в Киеве председатель Совета министров России П. А. Столыпин был смертельно ранен агентом охранки эсером Д. Б. Богровым и через четыре дня умер.
Вынос тела П. А. Столыпина из больницы бр. Маковских в Киеве
1911
Нобелевская премия по литературе присуждена Морису Метерлинку, писателю бельгийского происхождения.
Опубликован цикл четверостиший Гийома Аполлинера «Бестиарий или Кортеж животных» с иллюстрациями Рауля Дюфи.
Титульный лист сборника Аполлинера «Бестиарий или Кортеж Орфея»
Париж, 1911
© Национальная библиотека Франции
Шарль Пеги написал поэму «Введение в историю о второй добродетели».
Написан рассказ А. И. Куприна «Гранатовый браслет».
В. И. Иванов выпустил сборник стихов «Сor ardens».
Вышел первый русский полнометражный игровой фильм «Оборона Севастополя» (режиссеры В. М. Гончаров и А. А. Ханжонков).
Кадр из фильма «Оборона Севастополя»
Режиссеры В. М. Гончаров и А. А. Ханжонков
1911
Кадр из фильма «Оборона Севастополя»
Режиссеры В. М. Гончаров и А. А. Ханжонков
1911
И. Ф. Стравинский закончил работу над балетом «Петрушка».
Вместе с коллекцией Исаака Камондо в Лувр были приняты первые картины импрессионистов.
Год в жизни Пьера Боннара
Вид на лестницу в особняке И. А. Морозова с триптихом “Средиземное море” Пьера Боннара
Пьер Боннар
У Средиземного моря (триптих). Левое, центральное и правое панно
1911
Большую часть года, начиная с марта, Пьер Боннар провел в Сен-Тропезе, где часто встречался с Полем Синьяком. Эту местность он воспроизвел в триптихе «У Средиземного моря», заказанном И. А. Морозовым для лестницы своего особняка на Пречистенке. Прежде чем отправиться в Москву, триптих был выставлен в Осеннем салоне под названием «Средиземноморье».
Для Морозова же Боннар написал «Парижскую сюиту» – две тесно связанные между собой композиции: «Утро в Париже» и «Вечер в Париже».
В мае-июне в Галерее Бернхейм-Жен прошла персональная выставка Боннара (28 картин).
Год в жизни Анри Матисса
Анри Матисс
Мастерская художника (Розовая мастерская)
1911
Холст, масло. 177,5 х 209,2 в кат. – 182 х 222
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Анри Матисс
Манильская шаль (Испанка)
1911
Холст, масло. 118 х 75.5
Художественный музей, Базель
Анри Матисс, возвращаясь домой из Испании, остановился в Толедо, чтобы увидеть живопись Эль Греко. В Исси-ле-Мулино он начал «Розовую мастерскую» — первый из четырех «симфонических» интерьеров этого года. Этот холст, работа над которым была завершена в конце апреля, Матисс представил на выставку Салона Независимых, заменив ею отправленную туда ранее на вернисаж «Манильскую шаль (Испанку)».
Анри Матисс
Семейный портрет
1911
143,3 х 194
Государственный Эрмитаж
Вслед за тем по заказу С. И. Щукина художник приступил ко второму интерьеру этого цикла — «Семейному портрету», в котором воспользовался приемами персидской миниатюры. Работа над картиной отняла у Матисса много сил, но он остался ею удовлетворен: полотно также экспонировалось в Салоне Независимых.
Анри Матисс
Семейный портрет
1911
143,3 х 194
Государственный Эрмитаж
Анри Матисс
Ольга Мерсон
1911
Холст, масло. 99,7 х 80,6
Художественный музей, Хьюстон
© Bridgeman / Fotodom
Анри Матисс в особняке С. И. Щукина под своей картиной “Женщина в зеленом”
1911
Интерьер Розовой гостиной Сергея Щукина с картинами Матисса
Летом в Коллиуре Матисс исполнил третий «симфонический» интерьер — «Интерьер с баклажанами» (Музей Гренобля) и портрет своей русской студентки Ольги Мерсон (Художественный музей, Хьюстон).
В октябре по приглашению Щукина Матисс — проездом через Санкт-Петербург — отправился в Москву (23 октября – 9 ноября), где руководил развеской своих картин в Розовой гостиной особняка собирателя в Знаменском переулке. Московская интеллигенция проявила большой интерес к визиту Матисса.
Год в жизни Пабло Пикассо
Альфред Стиглиц в своей галерее “291” в Нью-Йорке
1914
В начале года произведения Пабло Пикассо демонстрировались в Берлине в Галерее Кассирера; в Нью-Йорке 83 работы художника (рисунки и акварели) были показаны в Галерее 29.
В апреле-июне в Салоне Независимых впервые выступили кубисты: Робер Делоне, Фернан Леже, Марсель Дюшан, Альбер Глез, Жан Меценже и другие, – что спровоцировало скандал. Пикассо и Жорж Брак в Салоне не участвовали, хотя и являлись родоначальниками направления.
В начале октября крупнейший американский фотограф Альфред Стиглиц посетил в Париже мастерские Пикассо, Анри Матисса и Огюста Родена и сделал серию снимков, составивших впоследствии специальный номер журнала «Camera Work» (вышел летом 1912 года, «литературные портреты» для этого издания были исполнены Гертрудой Стайн).
В июне в программе организуемых С. П. Дягилевым Русских сезонов в парижском музыкальном театре Шатле прошла премьера балета И. Ф. Стравинского «Петрушка» (либретто и сценическое оформление А. Н. Бенуа, балетмейстер М. М. Фокин; Петрушка — В. Ф. Нижинский, Балерина — Т. П. Карсавина).
А. Н. Бенуа
Комната Черномора. Эскиз декорации к балету «Петрушка» И.Стравинского
1911
Игорь Стравинский и Вацлав Нижинский в костюме Петрушки
Фотография из программки Русских сезонов Дягилева
1911
Год в жизни Л. Н. Бакста
Л. Н. Бакст
Дизайн костюма Вацлава Нижинского в роли Розы для балета «Видение розы» (фрагмент)
1911
Графитовый карандаш, акварель и серебряная краска.
Атенеум Водсворта , Хардфорд
Август Берт
Портрет Вацлава Нежинского в костюме по дизайну Бакста для балета «Видение розы»
1911
Л. Н. Бакст
Костюм Нимфы для балета «Нарцисс» (фрагмент)
1911
Бумага, акварель.
Музей современного искусства, Страсбург
Л. Н. Бакст
Эскиз декорации императорского дворца для «Мученичества святого Себастьяна» Дебюсси
1911
Цветная литография
Частная коллекция
© Bridgeman / Fotodom
Год отмечен многочисленными работами Л. Н. Бакста для театров, главным образом французских. В антрепризе С. П. Дягилева в Казино Монте-Карло (Третий Русский сезон) он выполнил эскизы костюмов и декораций к балету «Видение розы» на музыку К. М. Вебера (с В. Ф. Нижинским и Т. П. Карсавиной в главных ролях), а также декорации и костюмы к балету «Нарцисс» на музыку Н. Н. Черепнина. Среди других работ художника этого года – сценическое оформление мистерии Габриэле д’Аннунцио «Мученичество святого Себастьяна» (музыка Клода Дебюсси) в театре Шатле для труппы Иды Рубинштейн; декорации к опере «Иван Грозный» на музыку Рауля Гензбура в лондонском театре Ковент-Гарден.
Год в жизни В. А. Серова
В.А.Серов
Эскиз занавеса для балета «Шехерезада» (фрагмент)
1911
Гуашь. 68 х 87
Государственная Третьяковская галерея, Москва
В. А. Серов
Портрет княгини Ольги Орловой (фрагмент)
1911
Холст, масло. 237,5 × 160
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
В январе В. А. Серов по предложению С. П. Дягилева написал в Санкт-Петербурге эскиз занавеса для балета «Шехерезада», а в мае в Париже исполил сам занавес.
В апреле художник отправился в Рим: там, в русском павильоне Международной художественной выставки, было широко представлено его творчество.
За год Серов написал портреты княгини Орловой, В. О. Гиршмана, Л. П. Ламановой и других. В октябре здоровье художника резко ухудшилось, и 22 ноября он умер от сердечного приступа.
«Союз молодежи»
Весной в Санкт-Петербурге прошла вторая выставка «Союза молодежи», а в декабре открылась третья. Среди участников преобладали москвичи (Н. С. Гончарова, М. Ф. Ларионов, И. И. Машков, П. П. Кончаловский, братья Бурлюки, В. Е. Татлин, К. С. Малевич), картины которых в большинстве своем уже экспонировались на выставке «Бубнового валета» в 1910–1911 годах.
«Бубновый валет»
Символ объединения «Бубновый валет»
1 ноября 1911 года в Москве было учреждено общество «Бубновый валет» (просуществовало до 1917 года). Согласие вступить в общество дал сам С. И. Щукин.
К тому моменту московский «домен» французской пост-импрессионистской живописи уже установился, стал отправной точкой для молодых художников, объединенных ярлыком «Бубнового валета». Все они были хорошо знакомы с собранием Щукина, а некоторые — и с менее доступным собранием И. А. Морозова. Картины Поля Сезанна, Винсента Ван Гога и Поля Гогена, вывезенные из Парижа этими коллекционерами, служили им путеводными звездами. Особенно картины Сезанна. Так или иначе, все бубнововалетцы были сезаннистами, что вовсе не значит – лишь подражателями.
П. П. Кончаловский
Автопортрет в сером (фрагмент)
1911
Холст, масло. 141,5 х 112,5
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Поль Сезанн
Портрет Антони Валабрега (фрагмент)
1866
Холст, масло. 116,3 х 98,4
Национальная галерея, Вашингтон
Достаточно обратиться к портретам П. П. Кончаловского, в частности к «Автопортрету в сером», чтобы увидеть здесь тень Сезанна, точнее его «Портрета Антони Валабрега» (1866, Национальная галерея, Вашингтон). Оглядка на Сезанна ощутима и в сиенских пейзажах художника, писавшихся годом позже. Работы Кончаловского той поры в первую очередь поражают мощью и энергией, но проницательный А. М. Эфрос, пожалуй, не ошибался в своей оценке этой живописи: «Стоя среди изобилия его полотен, думаешь, чего здесь больше: напора творчества или разрядки мускульных сил? Не идет ли искусство Кончаловского слишком часто на простом расходовании скапливающейся энергии? Не отсюда ли порочность его живописного “материализма”, — то, что вместо крепчайшей вещественности Сезанна, вместо его мысли и глаза, охватывающих предмет со всех сторон и проникающих в его структуру и материю, здесь только иллюзия вещественности, скольжение по поверхности вещей и природы, а не живописный синтез их уразумения».
Почти с самого начала своей деятельности «бубновые валеты» настойчиво использовали в картинах многозначительные детали национального быта. Эти чисто русские акценты были обязаны своим происхождением Москве, явно ощущавшей собственную провинциальность по отношению к другим столицам и прежде всего — к Санкт-Петербургу, но не испытывавшей по такому поводу комплекса неполноценности. Провинциальность становилась источником здоровья и силы.
Год в жизни К. С. Малевича
Казимир Малевич
Купальщик (фрагмент)
1911
Бумага, гуашь. 105 х 69
Городской музей, Амстердам
На выставке «Первого московского салона» К. С. Малевич показал три серии работ: в первой, Желтой, серии были представлены святые и ангелы; к Белой серии относился «Отдых», к Третьей – изображения купальщиков и купальщиц. В сравнении с полу-импрессионистическими произведениями более раннего периода живопись Малевича обретает крепкий, подчеркнуто линеарный рисунок и динамичный цвет.
Такая его картина, как «Купальщик» (1911, Городской музей, Амстердам), звучит своеобразным откликом на появление в Москве двух панно Анри Матисса «Танец» и «Музыка». Но в то время как оркестровка полотен Матисса сводилась к лаконичной плоскостной трехцветке, Малевич парадоксально воспользовался ренуаровским приемом «разбитого» света солнца, прорывающегося сквозь листву в виде беспорядочных пятен, — превратив его тем самым из средства передачи подлинного солнечного освещения в условный ход авангардной живописи, для которой важнее не воспроизведение реальности, а общее возбуждение красочной поверхности картины.
«Синий всадник»
Василий Кандинский
Обложка альманаха «Синий всадник» (фрагмент)
Ок. 1912
В. В. Кандинский и Франц Марк основали в Мюнхене творческое объединение «Синий всадник», куда вошли Август Макке, Пауль Клее, Робер Делоне, М. В. Веревкина, В. Г. Бехтеев, А. Г. Явленский. Группа придерживалась стилевых установок экспрессионизма, но обнаруживала склонность к большей отвлеченности и цветовой изысканности.
Текст:
А. Костеневич
«Семейный портрет» Анри Матисса
Поль Сезанн
Игроки в карты
1890–1892
Холст, масло. 135,3 х 181,9
Фонд Барнса, Филадельфия
© Bridgeman / Fotodom
Анри Матисс
Семейный портрет
1911
143,3 х 194
Государственный Эрмитаж
В декабре 1910 года С. И. Щукин предложил Анри Матиссу написать портрет его семьи, взяв за основу композицию «Игроков в карты» Поля Сезанна (1890–1892, Фонд Барнса в Филадельфии). Художник, однако, воспринял такую подсказку как своего рода вызов – не столько Сезанну, сколько, во-первых, самому Щукину, чьи идеи о декорировании особняка современной живописью художник разделял не полностью, а во-вторых, расхожим представлениям о живописи Ближнего Востока. Чрезвычайно высоко ценя персидские миниатюры, видя в них живую и важную часть современных мировых художественных процессов, Матисс парадоксально настраивал их эстетические параметры на очень крупный масштаб. Работа над «Семейным портретом» оказалась на редкость напряженной: в письме к Майклу Стайну Матисс жаловался, насколько изматывает его собственное творческое кредо – «все или ничего».
С. И. Щукин и Пабло Пикассо
Анри Матисс пока еще остается для С. И. Щукина главным современным живописцем, но, вероятно, он все больше задумывается о Пабло Пикассо. Коллекция его произведений складывалась у Щукина не вдруг, а достаточно постепенно — с 1909 по 1914 годы.
Пабло Руис Пикассо
Любительница абсента
1901
Холст, масло. 73 х 54
Государственный Эрмитаж
Пабло Руис Пикассо
Стеклянная посуда (Натюрморт. Химическая посуда)
1906
Холст, масло. 38,4 х 56
Государственный Эрмитаж
Обычно, имея дело со здравствующим художником, да при том значительно более молодым, чем он сам, Щукин старался следить за эволюцией его творчества и покупать последние вещи. Для Пикассо он делает исключение, приобретая «Любительницу абсента», исполненную десятью годами раньше. Эту картину, так же как и натюрморт Розового периода «Стеклянная посуда» (1906), собиратель нашел у Даниэля-Анри Канвейлера, маршана, почти монополизировавшего продажу работ Пикассо.
Пабло Руис Пикассо
Две сестры (Свидание)
1902
Холст, наклеенный на дерево, масло. 152 х 100
Государственный Эрмитаж
Пабло Руис Пикассо
Обнаженная женщина. Погрудное изображение (Поясная фигура нагой женщины)
1907
Холст, масло. 61 х 47
Государственный Эрмитаж
Однако не упускал своего и Амбруз Воллар: раздобыв где-то в 1910 году ключевую картину Голубого периода «Две сестры (Свидание)», он на следующий год предложил ее Щукину. Тогда же собиратель приобрел у Воллара и одно из самых ранних кубистических полотен художника — «Обнаженную женщину. Погрудное изображение».
Пабло Руис Пикассо
Дама с веером
1909
Холст, масло. 101 х 81
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
В. Е. Татлин
Продавец рыб
1911
Холст, клеевая краска. 77 х 99
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Таким образом, Щукин покупал вещи Пикассо не бессистемно: начав в 1909 году с только что исполненной «Дамы с веером», он через два года воспроизвел в своем собрании общий эволюционный контур всего прежнего искусства молодого мастера.
Картины Пикассо быстро становятся ориентиром для постоянно посещавших Щукинскую галерею русских живописцев авангарда, таких как В. Е. Татлин, М. Ф. Ларионов, К. С. Малевич. Достаточно сравнить, например, «Купание» Пикассо с «Продавцом рыб» Татлина.
И. А. Морозов и Пьер Боннар
Пьер Боннар
У Средиземного моря (триптих). Левое, центральное и правое панно
1911
В ноябре, после экспонирования в Галерее Бернхейм-Жен и в Осеннем салоне, огромный триптих «У Средиземного моря (Панно между колоннами)», заказанный Пьеру Боннару И. А. Морозовым еще в январе 1910 года, наконец прибыл в Москву, чтобы стать главным украшением особняка на Пречистенке. Холсты наклеили прямо на на стену между полуколоннами второго этажа на парадной лестнице морозовского дома.
Пьер Боннар
Утро в Париже
1911
Холст, масло. 78 х 123
Государственный Эрмитаж
Пьер Боннар
Вечер в Париже
1911
Холст, масло. 78 х 121
Государственный Эрмитаж
В 1910 году Морозов заказал Боннару «две сцены из парижской жизни», никак не ограничив его в выборе сюжетов. К исполнению этих картин художник приступил годом позже, создав уникальную «Парижскую сюиту» из двух частей, которые в рукописном каталоге собрания, составленном Морозовым, были обозначены просто как «Утро» и «Вечер».
Текст:
А. Костеневич