NeWestMuseum
Музей нового западного искусства

ИсторияКоллекционеры  Маковский Сергей Константинович

Маковский Сергей Константинович
15 августа 1877, Санкт-Петербург – 13 мая 1962, Париж 

1877
1962

Художественный критик и организатор художественных выставок, издатель, поэт

Родился в семье художника, академика живописи К. Е. Маковского; получил блестящее домашнее образование. Учился на естественном отделении физико-математического факультета Петербургского университета (1896–1900), позже, как вольнослушатель, на юридическом. Входил в кружок мирискусников. Как замечает В. М. Толмачев, Сергей Маковский «едва ли мог претендовать на роль идеолога, по темпераменту ему скорее была ближе роль импресарио нового творческого мироощущения». Начал публиковаться как художественный критик в 1898 году, в 1903–1904 годах заведовал художественным отделом ежемесячного литературного и научно-популярного «Журнала для всех», где печатал статьи по искусству и стихи. В 1904-м стал одним из организаторов философско-эстетического кружка «Содружество» и одноименного издательства. В 1906–1908 годах преподавал всеобщую историю искусства в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, возглавляемой Н. К. Рерихом.

В 1907 году, вместе с бароном Н. Н. Врангелем, искусствоведом А. А. Трубниковым и критиком В. А. Верещагиным основал журнал «Старые годы» (СПб., 1907–1917). Стал преемником С. П. Дягилева не только в издательской, но и выставочной деятельности. Помимо исследований в области русского искусства активно занимался устройством художественных выставок как старого искусства («Выставка старинных картин из частных собраний, организованная журналом “Старые годы”», СПб, 1908), так и современных художественных течений, например, «Венок» (СПб, 1909), объединившей петербургскую и московскую художественную молодежь, в том числе участников выставок «Голубая роза» (М., 1907) и «Стефанос» М., 1907/1908).

Самым масштабным проектом Маковского стала выставка «Салон» (4 января 1909 года, более 500 работ 80 художников; выставка живописи, графики, скульптуры и архитектуры, проводилась в меншиковских комнатах и музее первого Кадетского корпуса, б. Меншиковский дворец). За образец Маковский взял парижский Осенний Салон, основанный в 1903 году. По замыслу Маковского, выставка, представлявшая мастеров различных направлений и жанров, должна была «дать общую картину современного творчества в России». «Нужен русский салон — средоточие всего ценного и характерного не только в русском искусстве, но и искусстве мира. ... Может быть, тогда понимание истинных ценностей творчества облегчится для публики, равнодушной к “старым” художникам и недоверчивой к “новым”, и для художественной молодежи, не знающей, в конце концов, кому поверить и куда идти», — считал Маковский. Левое крыло молодых москвичей представлял Д. Д. Бурлюк; были показаны работы П. П. Кончаловского, Р. Р. Фалька. Г. Б. Якулова, П. В. Кузнецова, М. С. Сарьяна. Маковский первым познакомил широкую публику с работами В. В. Кандинского, А. Г. Явленского, М. В. Веревкиной, К. С. Петрова-Водкина, Н. К. Чюрлёниса. Критика обвинила Маковского во вкусовом подходе в формировании экспозиции «Салона», поставив ему в вину то, что его предпочтения были отданы «Миру искусства», тогда как другие группировки и течения оказались представлены случайными вещами.

В 1910 году организовал в галерее Бернхейм-Жен в Париже выставку «Мира искусства» (возродившегося как художественное объединение на волне успеха «Салона»). Отвечал за художественную экспозицию русского отдела на художественной выставке в Брюсселе; разработал проект современного художественного отдела русской секции Лейпцигской выставки книжного дела и графики (1914). Был в числе устроителей выставки «Сто лет французской живописи (1812–1912)» в Петербурге. 

Основатель и редактор художественного журнала «Аполлон» (СПб., 1909–1918). Сумел привлечь в журнал, ставший преемником «Мира искусства», лучшие художественные силы и «сбалансировать писательское, художественное и музейно-просветительское начала». Выступал в «Аполлоне» с обзорами выставок и статьями о русских художниках. Регулярно устраивал в редакции журнала выставки современного искусства. 

Обложка журнала “Аполлон”
№7, апрель 1910 года

Основной областью интересов Маковского-критика было современное русское искусство, а также творчество современных западных художников. Маковский обозначил важнейшие задачи современной художественной критики, которая должна была бороться как «с мертвыми традициями искусства, унаследованного нами от упадочных живописцев ХIХ века (все виды “академизма”» и “псевдореализма”)», так и со слепым новаторством, «не признающим никакой преемственности».

Автор первого очерка о собрании И. А. Морозова, сопровождавшегося полным каталогом коллекции, а также репродукциями с лучших картин и фотографиями интерьеров Музыкального салона. Маковский, ожидавший от частного собрания «исчерпывающей картины развития французской живописи последнего тридцатилетия», охарактеризовал его как «музей личного вкуса», а «отнюдь не музейного беспристрастия». Обратив внимание на отсутствие многих «замечательных мастеров», Маковский тем не менее отметил, что импрессионисты, «любимые и прославленные учителя уже отошедшего поколения», равно как и их преемники — «Матисс и “дикая”, склонная к кубизму, молодежь» — представлены у Морозова «исключительно образцовыми произведениями». 

Статья Маковского о коллекции И. А. Морозова в журнале «Аполлон», номер №03–04 за 1912 год

На волне интереса к древнерусскому «примитиву», задумал издание журнала «Русская икона» (1913), который вышел в свет при участии «Общества изучения древнерусской иконописи» (вышло всего три выпуска, 1914). Автор книги «Русская графика» (1916).

В 1917 году уехал в Крым. В 1920-м эмигрировал, до 1925-го жил в Праге, затем в Париже. Помимо публикаций в эмигрантских изданиях, выпускал книги. В книге «Последние итоги живописи» Маковский констатировал упадок новейшего искусства, связанный, по его мнению, «с рационализацией представления о художественной форме». В дальнейшем отошел от художественной критики. В 1926–1932 годах состоял редактором и заведующим литературно-художественного отдела газеты «Возрождение» (Париж), в 1939–1944 ― председатель «Объединения русских писателей». В последние годы жизни выпустил мемуарные книги «Портреты современников» (1955) и «На Парнасе “Серебряного века”» (1962).