Рябушинский Николай Павлович
12 мая 1877, Москва — 18 апреля 1951, Ницца
1951
В 1899 году вышел из дела, чтобы посвятить себя занятиям литературой и искусством. После закрытия журнала «Мир искусства» решил продолжить начинания С. П. Дягилева в сфере пропаганды передовых художественных начинаний. В то время как Дягилев обладал широчайшей эрудицией и феноменальными организаторскими способности, главными достоинствами Рябушинского были искренняя заинтересованность своими художественными предприятиями и неограниченные финансовые возможности.
Намереваясь консолидировать передовые художественные силы, вложил огромные средства в издание художественного журнала «Золотое Руно», к сотрудничеству в котором было приглашено большинство участников «Мира искусства». По полиграфии и оформлению «Золотое Руно» (1906–1909) было роскошным изданием ― дорогая бумага, большой формат, тексты на двух языках, журнал рассылался подписчикам перевязанным золотым шнурком; в 1907 году затраты были урезаны, формат уменьшен, сократилось число иллюстраций, отказались от параллельного текста на французском языке.
Художественный журнал «Золотое Руно»
1906–1909
Художественный журнал «Золотое Руно»
(Оглавление на двух языках)
1906–1907
Художественный журнал «Золотое Руно»
(Оглавление на двух языках)
1906–1907
Материалы об актуальном искусстве (первый номер почти целиком был посвящен В. Э. Борисову-Мусатову и М. А. Врубелю ― мастерам, творчество которых, по словам Николая Рябушинского, определяло кредо нового издания) чередовались с публикациями о старых мастерах (специальный номер был посвящен А. П. Венецианову, Александру Иванову); из номера в номер публиковался обзор коллекций старого искусства (собраний П. И. Щукина, М. П. Боткина и др.) и современного русского искусства (собрание И. А. Морозова). Материалы о современных русских художниках (В. Д. Милиоти, П. В. Кузнецов, М. В. Нестеров) сочетались с материалами о французском искусстве (публикация в 1909 году «Заметок живописца» Анри Матисса, статья Александра Мерсеро о постимпрессионизме и месте в нем А. Матисса).
С одной стороны, Николай Рябушинский чувствовал себя последователем Дягилева и всеми силами старался перещеголять будущего великого импресарио, а с другой, видел своей исторической миссией продолжение дела П. М. Третьякова. Подражая основателю Третьяковской галереи, Николай Рябушинский привлек лучшие отечественные художественные силы к исполнению портретов знаменитых русских писателей и художников (В. А. Серову были заказаны портреты Константина Бальмонта и Михаила Врубеля; Л. С. Баксту ― Андрея Белого, К. А. Сомову ― Вячеслава Иванова, М. А. Врубелю ― Валерия Брюсова и т. д.).
В. А. Серов
Портрет художника М. А. Врубеля
1907
Бумага, уголь, мел, сангина
Леон Бакст
Портрет Андрея Белого
1905
Цветная литография
Частная коллекция
К. А. Сомов
Портрет Вячеслава Иванова
1906
Бумага, гуашь, графитный и цветной карандаши
Государственная Третьяковская галерея, Москва
М. А. Врубель
Портрет В. Я. Брюсова
1906
Уголь, сангина, мел
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
В отличие от Дягилева, Николай Рябушинский сам финансировал все свои начинания. И хотя современники отказывались ставить московского миллионщика на одну доску с Дягилевым, ставя ему в упрек недостаточную образованность и купеческие замашки, Николай Рябушинский сыграл важную роль в художественной жизни Москвы 1900-х. Далеко не все его начинания оказались реализованы ― например, план постройки в Москве специального музея и выставочного центра современного искусства с аукционным залом («Дворец искусств»), устроенного как акционерное предприятие (500 акций по 1000 рублей).
В числе заслуг Н. Рябушинского перед современным искусством ― устройство четырех выставок новейших направлений: «Голубая Роза» (18 марта – 29 апреля 1907), ставшая первой из выставок, начиная с которой «москвичи» переняли авангардную инициативу у «петербуржцев», и три выставки «Салон “Золотого Руна”». Первый салон (5 апреля – 4 мая 1908, 283 картины и 3 скульптуры; русский и французский разделы) можно считать первым в России массированным и целенаправленным показом новейшего западного искусства ― от импрессионизма и постимпрессионизма до неоимпрессионизма, фовизма и только зарождавшегося кубизма (В. Ван Гог, А. Дерен, К. ван Донген, Ж. Брак, А. Марке, Л. Вальта, А. Матисс, впервые в России был представлен неоимпрессионизм ― А. Кросс, П. Синьяк, Т. ван Рейссельберге ). Инициатива включения новейшего искусства Франции принадлежала Михаилу Ларионову и Александру Мерсеро.
Обложка каталога к выставке «Голубая Роза»
(18 марта – 29 апреля 1907)
С этой выставки И. А. Морозов за 7500 франков приобрел «Ночное кафе» В. Ван Гога (продано в 1933 году, ныне в собрании Йельского университета), а С. А. Поляков ― «Даму с черной перчаткой (1907, ГМИИ) и «За обедом» Ф. Валлоттона (Вятский художественный музей им. В. М. и А. М. Васнецовых). Н. П. Рябушинский за 600 франков приобрел «Красную танцовщицу» К. ван Донгена (1907–1908, ГЭ) и «Девки» Ж. Руо (1907, ГЭ), в его собрании находился также «Эскиз. Голова мужчины» Ж. Руо (1894, ГМИИ).
Кес Ван Донген
Красная танцовщица
1907
Холст, масло. 99,7×81
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Жорж Руо
Девки (Женщины)
1907
Бумага, темпера, пастель. 97×65
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Если на второй выставке «Золотое Руно» (11 января – 15 февраля 1909) иностранные мастера также участвовали, но в меньшем количестве (А. Матисс, А. Дерен, К. ван Донген, А. Марке, Ж. Руо, М. Вламинк, Ж. Брак, О. Фриез и др.), то на третью (27 декабря 1909 – 31 января 1910) из-за недостатка средств никто из них приглашен не был.
Рябушинский пробовал себя как художник; писал портреты, пейзажи, натюрморты и декоративные панно аллегорического содержания. С начала 1900-х стал собирать русских и иностранных художников; коллекция хранилась в его квартире на Большой Садовой, 10 и на вилле «Черный лебедь» в Петровском парке (сгорела в 1916).
Интерьер кабинета Н. П. Рябушинского на вилле «Черный лебедь»
Фотография 1910 г.
Интерьер мастерской Н.П.Рябушинского на вилле «Черный лебедь»
Фотография 1910-х гг..
Собрание было национализировано и поступило в Государственный музейный фонд (ГМФ), откуда разошлось по различным музеям.
После революции работал оценщиком антиквариата. В 1922 году эмигрировал, в 1924-м открыл антикварный магазин на авеню Клебер на Елисейских полях в Париже; имел филиал магазина в Биаррице, а затем магазин в Монте-Карло.