1898–1986
Искусствовед, специалист по немецкому, голландскому искусству конца XIX – начала ХХ веков.
С 1917 года училась в I МГУ на историческом отделении, в 1919 году перешла на отделение искусствознания факультета общественных наук, которое окончила в 1922-м. Была оставлена в университете, при кафедре античного искусства, где под руководством Д. С. Недовича работала над темой «Рельефная масса и пространство».
В 1923 году поступила в ГМНЗИ и одновременно сверхштатной сотрудницей в Государственной академии художественных наук (ГАХН), где с 1927 по 1929-й работала в качестве ученого секретаря подсекции Теории секции пространственных искусств.
Уже с первых шагов работы в музее ей доверяли ответственные задания. Б. Н. Терновец поручил Вере Александровне подготовить свой вариант экспозиции залов П. Гогена и В. Ван Гога ― Сидорова предложила заменить существующую декоративную развеску проблемной: «выделение картин раннего периода», «декоративно-монументальный стиль Гогена», «проблема пейзажа».
С 1924 по 1928 год В. А. Сидорова училась в аспирантуре Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук (РАНИОН), на отделении искусствознания. Там же с 1925-го она исполняла обязанности секретаря.
Свою научно-исследовательскую работу в музее В. А. Сидорова начала с подготовки докладов о работах Э. Мунка, Ф.Марка и В. Ван Гога, а также путеводителя по щукинскому отделению для «Общего путеводителя по музеям Москвы».
В 1928 году Сидорова была командирована РАНИОНом и ГМНЗИ за границу, где 2 месяца изучала творчество немецких экспрессионистов, Ван Гога и Гогена в музеях, частных коллекциях и галереях Германии и Голландии. Это позволило ей углубить свои исследования творчества этих и других зарубежных художников (немецких, голландских, японских), а также тенденций в искусстве. В 1935 году В. А. Сидорова была представлена на звание старшего научного сотрудника: «Научно-исследовательская работа В. А. Сидоровой свидетельствует о ее высокой квалификации, больших познаниях в области современного западного искусства и о ее большой научной работоспособности».
Кроме работы в Музее Сидорова читала лекции по всеобщей истории искусств на двух отделениях Школы сценического танца.
С 1936 года Вера Александровна Сидорова ― ученый секретарь и хранитель. Она вместе с Б. Н. Терновцом и Н. В. Яворской участвовала в работе комиссии, которая распределяла находившиеся в фонде (а не в экспозиции) художественные произведения на категории А (имеющие значение для научной, экспозиционной работы Музея) и Б (не представляющие интереса для данного музея, которые в дальнейшем поступали в фонд распределительной комиссии). Это несомненное свидетельство ее высокой компетенции.
Она принимала активное участие в выставочной работе Музея, за устройство выставки М. Фильдса в 1936 году была премирована.
В. А. Сидорова вместе с А. П. Алтуховой и М. А. Орловой в 1937–1939 годах писала и перерабатывала путеводитель по Музею, который два раза утверждался Комитетом, два раза сдавался в издательство, но так и не был выпущен.
Именно Сидоровой, много лет исполнявшей обязанности главного хранителя, доверили сопровождать коллекции музея в эвакуацию. 15 июля 1941 года в составе «музейного эшелона» 71 ящик с экспонатами ГМНЗИ был отправлен из Москвы в Новосибирск, где уникальные музейные коллекции разместились в только что отстроенном здании Дома науки и культуры (ныне Новосибирский государственный академический театр оперы и балета)
Обязанности хранителя в эвакуации В. А. Сидорова выполняла с присущей ей самоотдачей ― вскрывала ящики, актировала содержание, проверяла сохранность. А когда ей представилась возможность выехать в Москву, написала: «Мне поручили ценности, и я исполню свой долг до конца, приеду только с ними».
Всегда энергичная, В. А. Сидорова вела в Новосибирске и политико-просветительскую работу ― читала лекции в госпиталях, организовала выставку «Парижская коммуна». Занималась и научной работой ― готовила лекцию «Давид, Домье, Курбе», доклад «Теодор Руссо как представитель барбизонской школы».
Музей высоко оценил работу В. А. Сидоровой ― в письме, посланном к 20-летию ее работы, коллеги написали: «Свойственная Вам энергия, Ваша любовь к Музею, к искусству немало способствовали успешной работе Музея, и теперь гарантируют нам полную сохранность нашей замечательной коллекции».
Сидорова вернулась из эвакуации в Музей вместе с коллекцией в ноябре 1944 года и возвратилась к обязанностям ученого секретаря. С апреля по декабрь 1945 года была откомандирована в Комитет по делам искусств. В течение почти 10 месяцев с июля 1946 по май 1947-го она исполняла обязанности директора музея.
После возвращения в Москву В. А. Сидорова продолжала интенсивно работать над темой «Творчество Ван Гога голландского периода». К 1945 году рукопись объемом 10 печатных листов была закончена. В советском искусствознании тогда еще не было ни одной монографии на эту тему. По этой же теме она собиралась защитить диссертацию, но изменившееся отношение к искусству последней трети XIX века (и, в частности, к искусству Ван Гога) лишило ее этой возможности. В 1946 году Сидорова выпустила популярную брошюру о К. Менье, в 1947–1948 годах работала над докладом «Искусство Латвии».
После закрытия ГМНЗИ Вера Александровна перешла в Институт истории искусств Академии Художеств, где проработала до 1956 года.
Библиография:
Немецкое искусство последнего пятидесятилетия: Каталог выставки / Сост. Т. М. Пахомова, В. А. Сидорова, Н. В. Яворская; авт. ст. Б. Н. Терновец. М.: Мосполиграф, 1925.
Каталог выставки современного французского искусства / Авт. ст. А. В. Луначарский, П. С. Коган, Б. Н. Терновец, А. М. Эфрос; сост. кат. Т. М. Пахомова, В. А. Сидорова, Т. А. Боровая, Н. В. Яворская. Е. К. Рылова, А. С. Галушкина, Л. В. Розенталь, С. И. Лобанов. М.: Изд. Комитета выставки, 1928.
Каталог выставки скульптур американского художника Митчела Фильдса: 1929–1935 / Отв. ред. М. А. Червонный; авт. ст. В. А. Сидорова. М.: МОСХ, 1936.
Выставка изобразительного искусства западных областей Украины и народного творчества гуцулов: [Каталог] / Отв. ред. А. И. Леонов; сост. В. А. Сидорова, Т. А. Боровая, Т. А. Цешковская. М., 1940.
Сидорова В. А. Картина Лейбля «Читающий мужчина», собрание Государственного Музея Нового Западного Искусства / Советский музей: Бюллетень Государственной Третьяковской Галереи и Государственного Музея Нового Западного Искусства. М.: Изд. ГТГ, 1930. Раздел «Из научной работы музеев».
Сидорова В. А. Художники молодой Голландии // Советское искусство. 15 мая 1932 г., № 22 (160).
Сидорова В. А. Митчел Фильдс // Искусство. 1936,. № 3..
Сидорова В. А. Винцент Ван-Гог (1853–1890). М., 1926.
Сидорова В. А. Константин Менье (1831–1905), М.; Л.: Искусство, 1946.