Тарсила ду Амарал (Tarsila do Amaral)
1886, Сан-Паулу — 1973, Сан-Паулу
1973
Одна из первых художниц-модернисток Бразилии, инициатор авангардистских объединений и выставок, придерживавшаяся левых взглядов; испытав влияние кубизма и сюрреализма, ду Амарал пришла к открытию собственного оригинального стиля, опиравшегося как на европейское современное искусство, так и на традиции автохтонной культуры.
Происходившая из семьи богатых латифундистов, владевших кофейными плантациями, Тарсила ду Амарал с юности училась живописи, ваянию и рисунку то в Сан-Паулу (1916), то в Барселоне. Традиционное и рутинное обучение ее не устраивало, а потому в 1920 году она уехала в Париж и поступила в Академию Жюлиана. На этом ее творческие поиски не прекратились: последующие три года она делила между Парижем и Сан-Паулу. В 1922 году она выставилась в Салоне французских художников (Salon des artistes francais).
В том же году вместе с инициативной группой бразильских художников и литераторов она организовала в Сан-Паулу «Неделю современного искусства». Вскоре радикалы объединились в «Группу пятерых» (Анита Малфатти, Марио де Андраде, Освалд де Андраде, Менотти дель Пиккья и Тарсила ду Амарал). Очередной визит в Париж в 1923 году был для нее достаточно плодотворным: художница посредством своих учителей Андре Лота, Альбера Глеза и Фернана Леже познакомилась с принципами кубизма, в художественные круги французского мегаполиса ее ввел известный арт-критик Вальдемар Жорж. А в 1926 году состоялась ее первая персональная выставка в галерее Персье.
Tarsila do Amaral
Self-portrait in Red Coat
1923
Oil, canvas. 73x60,5 сm
Museum of Fine Arts, Rio de Janeiro, Brazil
© Est News
Выйдя замуж за одного из одногруппников-авангардистов — поэта Освалда де Андраде, ду Амарал увлеклась вместе с ним фольклором и архаикой, а спустя два года (в 1928 году) стала ревностной последовательницей его идеи «культурной антропофагии». Смысл новой философии заключался в том, что Бразилия как поздняя культура должна подпитываться («пожирать») культурами европейского континента, не пренебрегая и афроамериканскими источниками. Этой всеядностью как бы будет определена ее идентичность. На эту концепцию недолгое время (1928–1929) работал журнал «Клуба антропофагии» (Revista de Antropofagia).
«Культурное людоедство» вылилось у Тарсилы ду Амарал в картины, скомпонованные в приемах кубизма и сюрреализма и расцвеченные цветами тропической природы. Народные гуляния, ярмарки, фантастические, гипертрофированные фигуры, напоминающие растения, — все это составляет самый плодотворный, по мнению многих критиков, период творчества ду Амарал. В 1929 году персональные выставки художницы прошли в Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу, она участвовала в коллективных выставках в Нью-Йорке и Париже.
В 1931 году художница посетила Москву. Ее персональная выставка прошла в ГМНЗИ. В память об этом визите осталась ее картина «Рыбак». Вернувшись на родину в 1932 году, ду Амарал примкнула к одной из левых партий, противостоявших диктаторскому режиму Жетулиу Варгаса. Она была арестована, месяц провела в тюрьме. Возможно, вследствие визита в СССР и репрессий на родине художница обратилась к социальной тематике. Самая известная работа этого времени — «Рабочие» (1933) — «многопортрет» интернационала рабочих. Ду Амарал участвовала в первых биеннале в Сан-Паулу (с 1951 года), а также на Венецианской биеннале (1964).