Жюль Бастьен-Лепаж (Jules Bastien-Lepage)
1848, Данвилье (Лотарингия) — 1884, Париж
1884
Французский живописец, сочетавший натуралистический подход с приемами импрессионизма.
Жюль Бастьен-Лепаж родился в крестьянской семье в местечке Данвилье, неподалеку от Вердена. Приехав в Париж, он в 1868 году поступил в Школу изящных искусств, в класс портретиста и мастера исторической живописи Александра Кабанеля. Творчество Бастьен-Лепажа до определенного времени развивалось в русле академической традиции. Однако, начав работать преимущественно в провинции, художник обратился к сценам из повседневной жизни крестьян, к пленэру и к смелой живописной трактовке увиденного. Его произведения отличает особый лиризм, что нередко плохо вяжется с большими размерами его полотен, приверженность к которым обычно питали академические художники.
Постоянный участник выставок в Салоне, Бастьен-Лепаж в 1874 году удостоился медали третьего класса за картину «Портрет моего дедушки». В 1875 году он принял участие в конкурсе на Римскую премию. Вопреки благоприятным отзывам, художнику не удалось стать лауреатом, однако его работа «Благовещение пастухам» была удостоена специального приза. Это событие побудило художника к разрыву с академической традицией. С 1876 года Бастьен-Лепаж предпочитал работать в окрестностях родной деревни Данвилье, ощущая себя продолжателем традиций Франсуа Милле и Гюстава Курбе. Выставленное в Салоне 1878 года полотно «Сенокос» вызвало бурную полемику среди критиков. В 1879–1882 годах художник предпринял путешествие в Англию, а незадолго до своей смерти от туберкулеза совершил поездку в Алжир.
Работы Бастьен-Лепажа, созданные в 1880-е годы, сочетают в себе стремление к натуралистической достоверности с импрессионистической манерой письма. Нередко им свойственно меланхолическое настроение, присущее живописи французского символизма. В последние годы влияние мастера распространилось на многих художников из Великобритании, Скандинавии и Восточной Европы, устремившихся в передовой Париж. Среди подопечных французского мэтра была и русская ученица Мария Башкирцева (1858–1884), оставившая интересные воспоминания-дневники.
Бастьен-Лепаж был убежден, что только обращение к национальным традициям позволит авторам в полной мере раскрыть свои способности. Его искусство в немалой степени способствовало интенсивному развитию национальных школ, близких к реализму в конце XIX столетия. В своих воспоминаниях Валентин Серов и Михаил Нестеров ярко и эмоционально описывают свои впечатления от картины «Деревенская любовь», приобретенной коллекционером западной живописи Сергеем Михайловичем Третьяковым.