Лето в Нормандии
1912
Холст, масло
114 х 128 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Происхождение
В 1913 последовательно была приобретена галереей Бернхейм-Жён, затем Дени Кошеном, после галереей Дрюэ; у последней приобретена И.А. Морозовым за 6000 франков; с 1919 — собрание МНЗЖ, с 1923 — ГМНЗИ; с 1948 — ГМИИ.
Инв.: Ж-3356
Инв. ГМНЗИ: 262
В 1912 году Боннар приобрел виллу La roulotte («Вагончик»), которую до этого времени он только снимал. Переименованная в Ma roulotte («Мой вагончик»), она стала для художника таким же творческим пристанищем, как и усадьба Клода Моне в Живерни. Эту находившуюся от него в пяти километрах мастерскую патриарха импрессионизма Боннар часто посещал с 1900-х годов. Несмотря на почитание Моне, свои полотна художник-наби исполнял не на пленэре, а в мастерской.
На данном полотне, границы которого очерчены легким навесом-тентом, Боннар изобразил высокую террасу Ma roulotte с открывающимся перспективным видом на окрестности Вернонне и Живерни. На первом плане в шезлонге — муза художника Марта, у ее ног — собака, вероятно, один из бассетов Боннара, Убю или Пусетт.
Вместе с монументальными полотнами для лестницы особняка Ивана Морозова на Пречистенке «Лето в Нормандии» стало одной из последних покупок коллекционером работ Боннара.
Ал. П.
Пьер Боннар (Pierre Bonnard) 1867, Фонтене-о-Роз [Fontenay-aux-Roses] — 1947, Ле Канне [Le Cannet]
1947
Выдающийся французский живописец-постимпрессионист, входивший в группу Наби.
Родился и вырос в предместье Парижа, в семье крупного чиновника военного министерства. Окончив лицей, в 18 лет поступил на юридический факультет Парижского университета, но вскоре бросил его и стал заниматься в Школе изящных искусств. Вместе с Полем Серюзье, Эдуардом Вюйаром, Кер Ксавье Русселем, Морисом Дени, Полем Рансоном и Феликсом Валлоттоном входил в состав художественной группы Наби («пророки»). Сотрудничал с журналом «Ревю бланш», объединившим ключевые фигуры литературной и художественной жизни конца XIX века. Совместно с другими наби создавал эскизы витражей для фирмы «Тиффани», вообще уделял много внимания декоративному искусству. Был увлечен фотографией. Первая персональная выставка Боннара была организована в 1896 году Полем Дюран-Рюэлем. После распада группы Наби в начале 1900-х годов начал заниматься монументальным искусством, в частности создал триптих «У Средиземного моря» для особняка И. А. Морозова. Много путешествовал, побывал в Испании (1905), Бельгии и Голландии (1906), Англии, Алжире, Тунисе (1908); позже посетил Германию (1913) и Италию (1921). В 1925 году обосновался в небольшом доме в Ле-Канне на Лазурном Берегу.