Клод Моне (Claude Monet)
1840, Париж — 1926, Живерни
1926
Французский художник, один из основателей и крупнейших мастеров импрессионизма.
Детство и юность Моне прошли в Гавре. Занятия искусством начались для него с рисования карикатур, которые заметил Эжен Буден [Eugène Boudin], когда они были выставлены в витрине магазина (1856–1857); именно Буден научил Моне методу работы на открытом воздухе.
Клод Моне
Карикатура на Леона Маншона
1858
Институт искусства, Чикаго
Клод Моне
Карикатура на Феликса (Александра Урсула Селерье)
Ок. 1858
Карандаш. 31 х 23,7
Музей Мармоттан-Моне, Париж
Несмотря на то, что муниципалитет отказал ему в стипендии, в 1859 году Моне отправился в Париж. В Салоне его внимание привлекли Гюстав Курбе [Gustave Courbet], Камиль Коро [Camille Corot], Шарль-Франсуа Добиньи [Charles-François Daubigny]. В 1860 году в Академии Сюиса Моне познакомился с Камилем Писсарро, а в 1863 году в Гавре встретил голландского пейзажиста Яна Бартолда Йонгкинда [Johan Barthold Jongkind], которого впоследствии назвал своим учителем. Занимаясь в парижской мастерской Глейра, Моне сблизился с Огюстом Ренуаром, Альфредом Сислеем и Фредериком Базилем. Отговоривая друзей от академических занятий, он увлекал их в лес Фонтенбло, чтобы писать на пленэре.
Дебют Моне в Салоне 1865 года был удачным — два его морских пейзажа встретили благожелательно. Определенный успех имел и портрет будущей жены «Камилла (Женщина в зеленом платье)» (Кунстхалле, Бремен), показанный в Салоне в следующем году.
Жильбер Александр Северак
Портрет художника Клода Моне
1865
Холст, масло.
Музей Мармоттан-Моне, Париж
Клод Моне
Камилла (Женщина в зеленом платье)
1866
Холст, масло. 228 х 149
Кунстхалле, Бремен
© Bridgeman / Fotodom
Впрочем, на ту выставку Моне предполагал отдать другую картину: вдохновленный примером Эдуарда Мане, он изготовил грандиозный шестиметровый холст «Завтрак на траве» — свою версию пейзажа с фигурами людей в натуральную величину. Одновременно он исполнил и уменьшенный вариант композиции, приобретенный впоследствии С. И. Щукиным.
В 1867 году жюри Салона отказалось принять картины Моне, чья живопись делалась все более смелой. К этой неудаче присовокупилось и то, что художник должен был уехать из Парижа в Нормандию по настоянию разъяренного отца, узнавшего о связи сына с натурщицей. Беременная Камилла Донсье [Camille Doncieux] осталась в Париже, где вскоре родила сына.
Клод Моне
Камилла с маленькой собачкой
1866
Холст, масло. 73 х 54
Частная коллекция, Швейцария
© AKG / East News
В 1870 году пара сочеталась браком; одним из свидетелей на свадьбе был Курбе.
Месяцы, проведенные в Сент-Андрессе [Saint-Adresse], который — вместе с Марли и Буживалем — позднее назовут «колыбелью импрессионизма», оказались для Моне на редкость плодотворными. Здесь им был создан шедевр раннего стиля — «Дама в саду». Под Парижем он бок о бок с Ренуаром писал купальни «Лягушатника».
С началом Франко-прусской войны Моне, чтобы избежать мобилизации, вместе с семьей перебрался в Лондон, где был представлен торговцу картинами Полю Дюран-Рюэлю, сделавшемуся первым его маршаном. Важным открытием в Лондоне для художника стала живопись Уильяма Тернера [William Turner] и Джона Констебла [John Constable].
Вернувшись на родину через Голландию, Моне обосновался в Аржантёе на Сене (1871–1878).
Клод Моне
Обед
(В саду дома художника в Аржентае, слева играет сын Клода Моне Жан)
1873
Холст, масло. 162 х 203
Музей Орсэ, Париж
© AKG / East News
Там его навещали Мане, Ренуар, Сислей, Гюстав Кайботт. На это время приходится расцвет импрессионистической живописи. С 1870-х годов излюбленным жанром художника делается пейзаж, на котором фигуры людей сливаются с природой. Внимание художника целиком поглощено игрой света на глади воды, в листве деревьев или на юбке модели. Моне даже купил себе лодку с кабиной, которую использовал в качестве плавучей мастерской.
Решив больше не посылать работы в Салон, Моне — совместно с Эдгаром Дега, Ренуаром, Писсарро и другими художниками — в 1874 году принял участие в организации независимой выставки созданного ими «Анонимного общества живописцев, скульпторов, граверов», вошедшей в историю как первая выставка импрессионистов. Сам термин — «импрессионисты» — был впервые употреблен критиком Луи Леруа [Louis Leroy] после знакомства с представленной на экспозиции картиной Моне «Впечатление. Восход солнца» [«L'Impression, le soleil levant»] (1873, Музей Мармоттан, Париж). Среди полотен, вызвавших возмущение, был и «Бульвар Капуцинок», написанный из окна фотоателье Надара [Nadar], где проходила выставка. Моне участвовал в пяти выставках импрессионистов (1874, 1876, 1877, 1879, 1882); от последних показов он уклонялся из-за разногласий, возникших между участниками общества.
Клод Моне
Впечатление. Восход солнца
1872
Холст, масло. 48 х 63
Музей Мармоттан-Моне, Париж
В 1870-е годы у Моне появились поклонники. Один из них — Эрнест Ошеде [Ernest Hoschedé] — в 1876 году пригласил художника в свое имение в Монжероне, где Моне получил редкую возможность опробовать новый метод на полотнах большого размера. Кризис 1878 года нанес тяжелый удар по всему художественному рынку; одной из его жертв стал и Ошеде. В 1878 году Моне, нелегкому положению которого добавилась еще и тяжелая болезнь Камиллы, перебрался в Ветёй, где также поселилась семья Ошеде. Знакомство Моне с женой предпринимателя Алисой еще раньше переросло в бурный роман, и после смерти Камиллы (1879) она фактически стала женой художника (официально они поженились лишь после смерти Эрнеста Ошеде в 1892 году), а к его двум детям прибавились ее шестеро.
Клод Моне и Алиса Ошеде (крайние слева) со своими детьми
Ок. 1880
Музей Мармоттан-Моне, Париж
© Bridgeman / Fotodom
Благодаря упрочившемуся в те годы сотрудничеству с Дюран-Рюэлем Моне мог чувствовать себя в финансовом плане более уверенно; в 1883 году он перебрался в Живерни, где снял большой двухэтажный дом. После выставки в галерее Жоржа Пти [Petit] (1889), принесшей ему наконец прочный успех и материальную независимость, он выкупил этот дом с участком земли, на котором разбил цветущий круглый год парк и спланировал небольшой сад в японском духе: с прудом, кувшинками, ивами и японским мостиком, воспроизведенным в «Белых кувшинках». В Живерни художник прожил 43 года, здешние окрестности были для мастера нескончаемым источником вдохновения: в сериях картин «Стога сена в Живерни» и «Поля маков» художник исследовал один и тот же вид при различном освещении, фиксируя время создания и погодные условия.
Клод Моне перед своим домом в Живерни, где он прожил 43 года
1921
Автохром. 18 х 24
Музей Орсэ, Париж
Моне много путешествовал, особенно часто в Нормандию (1881, 1882, 1883, 1885, 1886, 1896), где ему полюбился Этрета с его причудливыми скалами («Скалы в Этрета»). В «Скалах в Бель-Иль» чувствуется увлечения японской гравюрой, которую художник начал коллекционировать еще в 1870-е годы. В 1883 году Моне отправился в путешествие по югу, проехав в компании Ренуара от Марселя до Генуи и навестив в Эстаке Поля Сезанна. На Средиземном море художник работал еще дважды: следующим летом в Бордигере на итальянской Ривьере, а в 1888 году в Антибе. В 1899–1901 годах Моне трижды жил в Лондоне по несколько недель, работая над сериями картин с видами Парламента и мостами через Темзу. Завершение холстов в мастерской сделалось к этому времени уже обычной его практикой: «Мост Ватерлоо. Эффект тумана»; «Чайки. Темза. Парламент». В 1908 и 1909 годах Моне побывал в Венеции.
Художник пережил жену и всех своих друзей. Его последним достижением стали «Большие декорации» для Музея Оранжери, работа над которыми началась в 1914 году, после операции на глазах, позволившей восстановить зрение мастера. В 1922 году Моне подарил серию исполненных им декоративных панно государству, а в декабре 1926 года, через шесть месяцев после смерти художника, панорама с кувшинками открылась в Оранжери.
Панорама с «Кувшинками» Клода Моне в Музее Оранжери в Париже.
© Getty Images / Fotobank