Сирень на солнце
1872-1873
Холст, масло
50×65 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Происхождение
Приобретена Иваном Щукиным в парижской галерее Дюран-Рюэля для Сергея Щукина 25 апреля 1899 за 8000 франков. До 1918 — собрание С.И. Щукина, Москва; затем 1-й Музей новой западной живописи; с 1923 — ГМНЗИ; с 1948 — ГМИИ.
Инв.: Ж-3311
Инв. ГМНЗИ: 137
Небольшая работа «Сирень на солнце» относится к числу первых покупок импрессионистов Щукина. Долгое время она ошибочно считалась и первым произведением Клода Моне в его собрании. Щукин остановил свой выбор на традиционной композиции, совмещающей пейзаж с жанровой сценой, представляющей собой двух дам, укрывшихся в тени куста.
Произведение было создано в саду первого дома Моне в Аржантейе. Известно, что в 1872–1873 годах мастер как минимум трижды обращался к этому сюжету, как бы предвосхищая свои более поздние обширные живописные серии. Одна из вариаций на тему цветущей сирени — «Сирень. Пасмурная погода» из музея Орсе — очень близка по композиции «московской» работе, но совершенно другая по характеру освещения.
«Сирень на солнце» подписана самим художником 1873 годом, хотя автор каталога-резоне Вильденстайн считает, что произведение было выполнено раньше, в 1872 году. Можно предположить, что Моне закончил этот вариант в самом начале 1873 года. Известно, что картина «Сирень на солнце» дважды побывала в галерее Дюран-Рюэля: в первый раз она попала туда еще до 1877 года, а во второй — в 1891-м. Лишь спустя восемь лет ее приобрел московский коллекционер. Похожая судьба сложилась и у картины «Сирень. Пасмурная погода». Дюран-Рюэль купил ее у автора в 1873 году, но лишь в 1899-м она была продана в частное собрание.
А.П.
Клод Моне (Claude Monet)
1840, Париж — 1926, Живерни
1926
Французский художник, один из основателей и крупнейших мастеров импрессионизма.
Детство и юность Моне прошли в Гавре. В 1859 году отправился в Париж, занимался в Академии Сюиса (класс Глейра). Дебютировал в Салоне в 1865 году. В 1870 году женился на натурщице Камилле Донсье и уехал из Парижа в Нормандию. С началом Франко-прусской войны вместе с семьей перебрался в Лондон, чтобы избежать мобилизации. Вернувшись на родину, обосновался в Аржантёе на Сене (1871–1878). В 1874 году совместно с Эдгаром Дега, Огюстом Ренуаром, Камилем Писсарро и другими организовал выставку, вошедшую в историю как первая экспозиция импрессионистов. Принял участие в пяти выставках Общества (1874, 1876, 1877, 1879, 1882). В 1878 году перебрался в Ветёй. Знакомство Моне с женой предпринимателя Эрнеста Ошеде Алисой переросло в бурный роман, и в 1892 году они сочетались браком. После выставки в галерее Жоржа Пти (1889), принесшей Моне материальную независимость, он купил дом в Живерни, в котором прожил 43 года. Много путешествовал: был в Нормандии, на Средиземном море, в Лондоне, Венеции. Последним масштабным произведением художника стали «Большие декорации» для Музея Оранжери, работа над которыми продолжалась с 1914 по 1922 год.