Бульвар капуцинок (Бульвар в Париже)
1873
Холст, масло
60,5 х 80 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Происхождение
С 1874 — собрание Ж.-Б. Фора, Париж (согласно Вильденштайну); до 1907 — собрание П. Дюран-Рюэля, Париж; в 1907 приобретена И.А. Морозовым у Дюран-Рюэля; до 1919 — собрание И.А. Морозова; с 1919 — 2-й Музей новой западной живописи (МНЗЖ), после 1923 — ГМНЗИ; с 1948 — ГМИИ.
Инв.: Ж-3397
Инв. ГМНЗИ: 369
Работа связана с первым выступлением импрессионистов. Выбор места для проведения первой совместной выставки оказался сложнейшей задачей, которая была счастливо разрешена благодаря преуспевающему фотографу Надару, любезно согласившемуся на время уступить Моне и его коллегам свое ателье, расположенное в доме 35 на бульваре Капуцинок, на углу с улицей Дону. Будущие импрессионисты отвергли предложение Эдгара Дега назвать объединение La Capucine, однако картину Моне «Бульвар капуцинок», экспонировавшуюся на первой выставке, можно считать программной работой не только для автора, но и для объединения в целом. Неудивительно, что непривычный ракурс композиции, яркий свет, размывающий контур знаменитого Гранд-отеля, но выхватывающий арабески ветвей, и нарочито уменьшенные фигурки людей и экипажей, исполненные беспорядочными, хаотичными мазками, вызвали противоречивые отзывы критиков. Картина удостоилась язвительных строк журналиста, автора термина «импрессионизм» Луи Леруа, опубликовавшего 25 апреля 1874 года разгромный отзыв на выставку в газете Le Charivari. В сентябре того же года полотно «Бульвар капуцинок» по совету Эдуарда Мане приобрел известный певец Жан-Батист Фор. В своих воспоминаниях Поль Дюран-Рюэль упоминает, что Фор купил работу за 300 франков, но не сообщает о сумме, уплаченной им самим. Зато известно, что Иван Морозов, пожелавший приобрести картину у этого маршана, уплатил за нее в 1907 году уже 25 000 франков.
А.П.
Клод Моне (Claude Monet)
1840, Париж — 1926, Живерни
1926
Французский художник, один из основателей и крупнейших мастеров импрессионизма.
Детство и юность Моне прошли в Гавре. В 1859 году отправился в Париж, занимался в Академии Сюиса (класс Глейра). Дебютировал в Салоне в 1865 году. В 1870 году женился на натурщице Камилле Донсье и уехал из Парижа в Нормандию. С началом Франко-прусской войны вместе с семьей перебрался в Лондон, чтобы избежать мобилизации. Вернувшись на родину, обосновался в Аржантёе на Сене (1871–1878). В 1874 году совместно с Эдгаром Дега, Огюстом Ренуаром, Камилем Писсарро и другими организовал выставку, вошедшую в историю как первая экспозиция импрессионистов. Принял участие в пяти выставках Общества (1874, 1876, 1877, 1879, 1882). В 1878 году перебрался в Ветёй. Знакомство Моне с женой предпринимателя Эрнеста Ошеде Алисой переросло в бурный роман, и в 1892 году они сочетались браком. После выставки в галерее Жоржа Пти (1889), принесшей Моне материальную независимость, он купил дом в Живерни, в котором прожил 43 года. Много путешествовал: был в Нормандии, на Средиземном море, в Лондоне, Венеции. Последним масштабным произведением художника стали «Большие декорации» для Музея Оранжери, работа над которыми продолжалась с 1914 по 1922 год.