Чайки. Река Темза в Лондоне. Здание парламента
1904
Холст, масло
82×92 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Происхождение
Приобретена С.И. Щукиным в парижской галерее Дюран-Рюэля 26 ноября 1904 за 18 000 франков. До 1918 — собрание С.И. Щукина, Москва; затем 1-й Музей новой западной живописи; с 1923 — ГМНЗИ; с 1948 — ГМИИ.
Инв.: Ж-3306
Инв. ГМНЗИ: 132
Картина относится к серии из девятнадцати полотен, изображающих здание парламента. В 1887 году Моне посетил Лондон в связи с тем, что четыре его работы были включены в состав выставки в Королевском обществе британского искусства. В апреле 1889 года в галерее «Гупиль» состоялась персональная выставка мастера. С тех пор в течение нескольких лет Моне неоднократно бывал и работал в британской столице, однако до 1900 года виды парламента не привлекали его внимания.
Чаще всего художник писал с балкона номера отеля «Савой», откуда открывался вид на Темзу. В 1900 году Моне перебрался на южный берег реки и стал работать на террасе госпиталя Сент-Томас вблизи Вестминстерского моста. Эта точка зрения позволила ему изобразить здание парламента в лучах заходящего солнца и запечатлеть эффект лондонского тумана, растворяющего архитектурные формы. В письмах, написанных жене в феврале 1900 года, художник неоднократно упоминает об этой работе. Более поздние датировки картин из серии «Парламент», в том числе и холста из щукинской коллекции, объясняются тем, что автор нередко их дописывал уже в своей мастерской в Живерни.
Полотно «Чайки. Река Темза в Лондоне. Здание парламента» стало последней работой Клода Моне, приобретенной Щукиным. Оно было куплен после выставки «Виды Темзы в Лондоне», состоявшейся в галерее Дюран-Рюэля в мае-июне 1904 года.
А.П.
Клод Моне (Claude Monet)
1840, Париж — 1926, Живерни
1926
Французский художник, один из основателей и крупнейших мастеров импрессионизма.
Детство и юность Моне прошли в Гавре. В 1859 году отправился в Париж, занимался в Академии Сюиса (класс Глейра). Дебютировал в Салоне в 1865 году. В 1870 году женился на натурщице Камилле Донсье и уехал из Парижа в Нормандию. С началом Франко-прусской войны вместе с семьей перебрался в Лондон, чтобы избежать мобилизации. Вернувшись на родину, обосновался в Аржантёе на Сене (1871–1878). В 1874 году совместно с Эдгаром Дега, Огюстом Ренуаром, Камилем Писсарро и другими организовал выставку, вошедшую в историю как первая экспозиция импрессионистов. Принял участие в пяти выставках Общества (1874, 1876, 1877, 1879, 1882). В 1878 году перебрался в Ветёй. Знакомство Моне с женой предпринимателя Эрнеста Ошеде Алисой переросло в бурный роман, и в 1892 году они сочетались браком. После выставки в галерее Жоржа Пти (1889), принесшей Моне материальную независимость, он купил дом в Живерни, в котором прожил 43 года. Много путешествовал: был в Нормандии, на Средиземном море, в Лондоне, Венеции. Последним масштабным произведением художника стали «Большие декорации» для Музея Оранжери, работа над которыми продолжалась с 1914 по 1922 год.