Клод Моне
Скалы в Этрета
1886
Холст, масло
66×81 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Происхождение

Приобретена в парижской галерее Дюран-Рюэля 24 июня 1898 Петром Щукиным за 6000 франков; с 1912 и до 1918 — собрание Сергея Щукина, Москва; затем 1-й Музей новой западной живописи, с 1923 — ГМНЗИ, с 1948 — ГМИИ.


Инв.: Ж-3308

Инв. ГМНЗИ: 134

Описание
Скалы в ЭтретаСкалы в Этрета
Клод Моне
Скалы в Этрета
Увеличить

Впервые Моне побывал в Этрета зимой 1868–1869 годов. В это время был создан и один из самых ранних его морских видов — картина «Бурное море в Этрета» (музей Орсе). С 1883 по 1886 год художник регулярно бывал в этом уголке нормандского побережья. Картина, приобретенная Петром Щукиным, относится к числу поздних работ из этого цикла, в который в целом вошло около пятидесяти произведений. В данном случае Моне изобразил утес Аваль и ворота со скалами Эгий. Вероятно, художник написал картину в ноябре 1885 года, так как он упоминает эту композицию в письме от 19 ноября того же года к своей будущей жене Алисе Ошеде. Исследователь Альберт Костеневич предполагает, что дата «1886» была поставлена после того, как картина была завершена автором уже в Живерни. В других письмах к А. Ошеде мастер нередко жаловался на плохую, дождливую погоду. Собираясь показать полотна, созданные в Этрета, в галерее Жоржа Пти в 1886 году, Моне хотел назвать выставку «Le temps de pluie. Impression» («Дождливое время. Впечатление»).
С пейзажем в Этрета связана любопытная история. Ги де Мопассан неоднократно во время прогулок по побережью встречался и беседовал с Моне. Тогда же Мопассан написал посвященный художнику очерк «Жизнь пейзажиста», который был опубликован в газете «Жиль Блаз» 28 сентября 1886 года.

А.П.