Скалы в Этрета
1886
Холст, масло
66×81 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Происхождение
Приобретена в парижской галерее Дюран-Рюэля 24 июня 1898 Петром Щукиным за 6000 франков; с 1912 и до 1918 — собрание Сергея Щукина, Москва; затем 1-й Музей новой западной живописи, с 1923 — ГМНЗИ, с 1948 — ГМИИ.
Инв.: Ж-3308
Инв. ГМНЗИ: 134
Впервые Моне побывал в Этрета зимой 1868–1869 годов. В это время был создан и один из самых ранних его морских видов — картина «Бурное море в Этрета» (музей Орсе). С 1883 по 1886 год художник регулярно бывал в этом уголке нормандского побережья. Картина, приобретенная Петром Щукиным, относится к числу поздних работ из этого цикла, в который в целом вошло около пятидесяти произведений. В данном случае Моне изобразил утес Аваль и ворота со скалами Эгий. Вероятно, художник написал картину в ноябре 1885 года, так как он упоминает эту композицию в письме от 19 ноября того же года к своей будущей жене Алисе Ошеде. Исследователь Альберт Костеневич предполагает, что дата «1886» была поставлена после того, как картина была завершена автором уже в Живерни. В других письмах к А. Ошеде мастер нередко жаловался на плохую, дождливую погоду. Собираясь показать полотна, созданные в Этрета, в галерее Жоржа Пти в 1886 году, Моне хотел назвать выставку «Le temps de pluie. Impression» («Дождливое время. Впечатление»).
С пейзажем в Этрета связана любопытная история. Ги де Мопассан неоднократно во время прогулок по побережью встречался и беседовал с Моне. Тогда же Мопассан написал посвященный художнику очерк «Жизнь пейзажиста», который был опубликован в газете «Жиль Блаз» 28 сентября 1886 года.
А.П.
Клод Моне (Claude Monet)
1840, Париж — 1926, Живерни
1926
Французский художник, один из основателей и крупнейших мастеров импрессионизма.
Детство и юность Моне прошли в Гавре. В 1859 году отправился в Париж, занимался в Академии Сюиса (класс Глейра). Дебютировал в Салоне в 1865 году. В 1870 году женился на натурщице Камилле Донсье и уехал из Парижа в Нормандию. С началом Франко-прусской войны вместе с семьей перебрался в Лондон, чтобы избежать мобилизации. Вернувшись на родину, обосновался в Аржантёе на Сене (1871–1878). В 1874 году совместно с Эдгаром Дега, Огюстом Ренуаром, Камилем Писсарро и другими организовал выставку, вошедшую в историю как первая экспозиция импрессионистов. Принял участие в пяти выставках Общества (1874, 1876, 1877, 1879, 1882). В 1878 году перебрался в Ветёй. Знакомство Моне с женой предпринимателя Эрнеста Ошеде Алисой переросло в бурный роман, и в 1892 году они сочетались браком. После выставки в галерее Жоржа Пти (1889), принесшей Моне материальную независимость, он купил дом в Живерни, в котором прожил 43 года. Много путешествовал: был в Нормандии, на Средиземном море, в Лондоне, Венеции. Последним масштабным произведением художника стали «Большие декорации» для Музея Оранжери, работа над которыми продолжалась с 1914 по 1922 год.