Анри Луи Бушар (Henri Louis Bouchard)
1875, Дижон — 1960, Париж
1960
Французский скульптор и медальер.
Бушар родился в семье плотника, поэтому мальчик довольно рано научился обрабатывать дерево и обращаться с инструментами, перенимая опыт у отца, а затем у скульптора-орнаменталиста Фредерика Креузо. В родном городе у него была возможность познакомиться с памятниками средневековой бургундской скульптуры — надгробиями герцогов Бургундских и оформлением старинной обители Шанмоль, над которым работал прославленный мастер Клаус Слютер (ок. 1340–1406). Юношу вдохновляли также произведения другого соотечественника, знаменитого скульптора XIX века Франсуа Рюда (его статую Бушар создаст в 1943 году).
В 1889 году молодой человек поступает в Школу изящных искусств в Дижоне, а в 1894-м, получив грант от генерального совета Кот-д'Ор, отправляется на учебу в Париж. Здесь он сначала поступает в Академию Жюлиана, а затем в Национальную школу декоративных искусств, где учится у Эктора Лемера. В 1895 году Бушар был принят в Национальную школу изящных искусств и обучался до 1901 года в мастерской скульптора Луи Эрнеста Барриа, одновременно сотрудничая с такими современными мастерами, как Поль Лавандовски и Шарль Деспио. В том же году Бушар был удостоен Римской премии за барельеф «Изгнание Эдипа и Антигоны из Фив», выполненный в академическом стиле.
С 1902 по 1906 год скульптор был пансионером виллы Медичи в Риме. Небольшие работы Бушара этого времени в большей степени демонстрируют его интерес к образам местных жителей, нежели к классическим памятникам Италии («Жнец», «Римский крестьянин», «Портовые грузчики Неаполя»). Во время своего пребывания в Риме Бушар совершает поездки в Тунис (1903), а также в Испанию и Марокко (1904), под впечатлением от которых он создал ряд произведений («Атакующий пикадор», «Лежащий верблюд»). В 1905 году скульптор посещает Грецию, где вдохновляется искусством эпохи архаики, оказавшим позже влияние на его стиль. В 1906 году он возвращается в Париж и создает скульптуры в духе Жюля Далу и Константина Менье, посвященные труду крестьян и рабочих («Кузнец», «Сбор винограда», «Лесоруб»). С 1910 по 1917 год Бушар — преподаватель и профессор Академии Жюлиана. В 1911–1912 годы он работает над символами четырех евангелистов для колокольни базилики Сакре-Кёр в Париже, а также трудится над скульптурой Клауса Слютера для герцогского дворца в Дижоне и создает каменные статуи канцлера Николя Ролена (чьи портреты некогда писали Ян ван Эйк и Рогир ван дер Вейден) и его супруги. Последние в 1920-е годы были установлены в Боне во дворе госпиталя Отель-Дьё, который основала эта пара в 1443 году.
С 1909 по 1917 год совместно с Полем Лавандовски Бушар оформляет Монумент Реформации в Женеве.
Во время Первой мировой войны скульптор был мобилизован в армию в качестве мастера маскировки. В 1919 году вернувшись в Париж, он начинает получать заказы на создание памятников павшим войнам (Монумент погибшим в городе Люзеш, 1921; памятник Неизвестным Героям, Парижский пантеон, 1921).
В 1920-е годы Бушар выступает и как мастер декоративной пластики, создавая рельефы и камерные скульптурные группы для интерьеров, а также занимаясь внешним оформлением различных зданий. Архитектор Жорж Вибо предложил ему целый ряд проектов: декорирование фасада знаменитого универмага Printemps и отеля «Георг V» в Париже, создание скульптуры «Три грации» для Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности 1925 года и медали для Citroën Africa Rally (1924–1925). Стилистически искусство Бушара органично вписывается в общее настроение эпохи ар-деко.
В 1933–1935 годы скульптор работает над фасадом церкви Сен-Пьер де Шайо в Париже, который он оформляет в стиле романских порталов.
В 1936 году мастер создает одно из самых известных своих произведений — бронзовую фигуру Аполлона Мусагета для дворца Шайо, которая была открыта во время Всемирной выставки 1937 года в Париже. В этот период в его творчестве очевидно тяготение к цельности и упрощенности формы, а также прослеживается влияние Антуана Бурделя и его «архаического» стиля.
В 1930 году Бушар становится ассоциированным членом Королевской академии изящных искусств в Антверпене, в 1933 году — членом Академии изящных искусств в Париже, в 1939-м — ассоциированным членом Королевской академии изящных искусств в Брюсселе. С 1940 по 1945 год скульптор являлся президентом Салона французских художников.
Во время немецкой оккупации Бушар вместе с одиннадцатью другими французскими скульпторами и художниками принял официальное приглашение Йозефа Геббельса совершить поездку в нацистскую Германию. Об этом он потом написал хвалебную статью в журнале L'Illustration. В 1942 году он становится почетным членом комитета парижской выставки немецкого официозного скульптора Арно Брекера. После освобождения Франции в 1944 году Бушара обвиняют в коллаборационизме и лишают профессорского звания. В последние годы жизни скульптор практически не получал заказов. Исключением стали такие работы, как «Отец Жак» (1948) и памятник маршалу Вобану (установлен в 1962).