Эжен Буден (Eugène Boudin)
1824, Онфлер — 1898, Довиль
1898
Выдающийся французский пейзажист и маринист.
Эжен Буден родился в Онфлере в семье моряка. В 10 лет он уже служил юнгой на пароходе, ходившем из Гавра в Онфлер. На борту этого корабля, капитаном которого был его отец, он начал делать первые зарисовки. В 1835 году семья переехала в Гавр. Буден начал работать в магазине канцелярских товаров. Владелец магазина Альфонс Лемасл заметил его талант к рисованию и купил ему первые краски. В 1844 году Буден с партнером открыли свой собственный магазин с багетной мастерской, который вскоре становится очень популярным у художников, так как они могли не только купить там необходимые принадлежности, но и выставить свои картины. В этой импровизированной галерее выставляли свои работы такие художники, как Констан Тройон, Тома Кутюр, Эжен Изабе и Жан-Франсуа Милле.
Вскоре Буден был вынужден продать свою долю в магазине, чтобы заплатить человеку, который должен был пойти вместо него на военную службу. К тому же он решил сам стать художником, целыми днями делал на берегу моря пейзажные зарисовки, а также писал натюрморты, которые продавал местным жителям, чтобы прокормить себя и накопить денег на поездку в Париж, куда он уехал в 1847 году. В Париже он подолгу изучал в Лувре работы старых мастеров, а в 1849 году отправился со скульптором Луи Роше в Бельгию, где смог познакомиться с картинами художников голландской школы. Наиболее сильное влияние на него оказали работы Виллема ван де Велде, Якоба ван Рёйсдала и Паулюса Поттера.
После возвращения в Гавр Буден начал участвовать в местных выставках. Его дебют состоялся в Обществе любителей искусства в 1850 году. Всем настолько понравился молодой художник, что комитет общества приобрел две его работы, а муниципальный совет Гавра принял решение о предоставлении ему трехлетней стипендии для обучения в Париже. Буден приехал в столицу в 1851 году, но надолго там не задержался, большую часть времени он проводил между Руаном, Гавром, Онфлером и Каном: художник не любил работать в студии, а предпочитал писать пейзажи с натуры. Однако, несмотря на свою приверженность пленэру, он всегда очень тщательно подходил к подготовке картины, делая множество набросков. Его часто приводила в отчаяние невозможность передать в картине все богатство окружающей его природы.
Одним из первых критиков, признавших талант Будена, был Шарль Бодлер, который познакомился с художником и его работами незадолго до его дебюта в парижском Салоне 1859 года. В 1855 году в поисках натуры для своих работ Буден изъездил Нормандию и Бретань. В 1861 году художник снял студию в Париже на улице Жан-Батиста Пигаля, но все равно проводил большую часть времени за пределами столицы, перемещаясь между Гавром и Онфлером. По совету своего друга Изабе он посетил Трувиль и Довиль, где создал одну из самых интересных работ «Пляж на заходе солнца» (1865). Сильной стороной творчества Будена было умение передать в своих работах тончайшие нюансы в изображении неба.
Эжен Буден
На пляже. Закат
1865
Холст, масло. 38,1 х 58,4 см
Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США
Работы Будена пользовались популярностью у буржуа, приезжавших на пляжи Нормандии, но это не приносило ему желаемого дохода, поэтому он пытался работать то с одними торговцами картин, то с другими.
В 1860–1870-х годах Буден часто показывал свои работы как в Париже, так и в провинции, и за рубежом. В 1870 году отправился в Брюссель по приглашению бельгийского торговца Гоше, где оставался до конца Франко-прусской войны. В 1874 году он участвовал в первой выставке импрессионистов и в то же время выставлял свои картины в парижском Салоне.
В 1870-е годы к художнику пришло признание, его картины начали покупать музеи. В 1881 году он получил от жюри Салона свою первую медаль (третья премия), а в 1883 году — вторую премию. В 1890 году он был избран членом Общества изящных искусств, в 1892 году стал кавалером ордена Почетного легиона. Начиная с 1883 года работы Будена регулярно выставлялись в галерее Поля Дюрана-Рюэля, что и принесло художнику долгожданный финансовый успех.
В последние годы слабое здоровье заставляет Будена проводить много времени на юге Франции, он также путешествует в Венецию, но периодически возвращается в свою любимую Нормандию и пишет картины в окрестностях Дьеппа и Онфлера. Почувствовав, что дни его сочтены, он приезжает в Довиль, где и умирает в 1898 году. Буден оставил после себя более 4000 картин и более 7000 рисунков, акварелей и пастелей.