Portrait of M. S. Cetline
1912
Bronze
66 х 40.5 х 55
The Pushkin State Museum of Fine Arts
Provenance
1920, Museum of Porceline, before 1918 in the collection of M. S.
Inv.: Ск-258
Inv. GMNZI: 479
Мария Самойловна Цетлина (в девичестве Тумаркина, 1882–1976) родилась в семье крупного московского ювелира. Она получила разностороннее образование и стала одной из первых женщин в Европе, имевших диплом доктора философии. С молодости Мария принимала участие в общественно-политической жизни, вступив в партию социалистов-революционеров (эсеров). После революции 1905 года она несколько месяцев была в заключении в Петропавловской крепости. После освобождения в 1907 году вслед за своим первым супругом Николаем Авксентьевым по политическим причинам покинула Россию. В 1910 году во Франции Мария Самойловна второй раз выходит замуж — за Михаила Осиповича Цетлина. Вероятно, в честь этого события супруг заказал ее портрет французскому скульптору Антуану Бурделю, с которым он и Мария были дружны. В 1917 году после Февральской революции Цетлины на некоторое время вернулись в Москву. «В зиму 1917/18 года в Москве Цетлины собирали у себя поэтов, кормили, поили; время было трудное, и приходили все — от Вячеслава Иванова до Маяковского. <...> Дом Цетлина на Поварской захватили анархисты во главе с неким Львом Черным. Цетлины надеялись, что большевики выгонят анархистов и вернут дом владельцам. Анархистов действительно выгнали, но дома Цетлины не получили и решили уехать в Париж. Уехали они летом 1918 года вместе с Толстыми (Алексей Николаевич довольно часто бывал у Цетлиных). В Париже Цетлины давали деньги на журнал “Современные записки”, некоторое время поддерживали Бунина и других писателей-эмигрантов. Потом они уехали в Америку», — вспоминал о них Илья Эренбург («Люди, годы, жизнь. Под колесами времени»).
После эмиграции Цетлиных из России несколько произведений Бурделя, находившихся в их московском доме, в том числе мраморный бюст Марии Самойловны, оказались в коллекции Музея фарфора, а затем были переданы в ГМНЗИ. В парижском Музее Бурделя хранятся еще два варианта данной скульптуры, выполненные в бронзе и полихромной терракоте.
Н.К.