Эдвард Бёрн-Джонс (Edward Burne-Jones)
1833, Бирмингем — 1898, Лондон.
1898
Английский живописец, иллюстратор, художник-прикладник и мастер монументальных росписей, близкий прерафаэлитам.
Эдвард Джонс («Бёрн» к своей фамилии он добавил позже, чтобы его не путали с другими многочисленными художниками с фамилией Джонс), рано потерявший мать, воспитывался отцом.
Свою склонность к рисованию он проявил еще в детстве, несколько лет посещал вечерние курсы живописи в правительственной школе дизайна. Тем не менее в 1853 году он поступил в Эксетерский колледж Оксфордского университета, где хотел изучать теологию. Там он познакомился с Уильямом Моррисом, будущим основателем общества «Искусства и ремесла», с которым они стали друзьями. Их сблизило общее увлечение искусством Средневековья и творчеством прерафаэлитов.
Во время летних каникул 1855 года Моррис и Бёрн-Джонс посетили Францию, где вживую увидели величественные готические соборы и картины мастеров раннего Возрождения. В 1856 году друзья встретились с одним из основателей общества прерафаэлитов — Данте Габриелем Россетти, после знакомства с которым решили оставить изучение богословия и целиком посвятить себя искусству.
Тогда же у Россетти, Морриса и Бёрн-Джонса возник замысел расписать стены дискуссионного зала Оксфорда. Художники планировали выполнить 10 настенных картин на сюжеты из «Смерти Артура» Томаса Мэлори, заключительного произведения цикла рыцарских романов о короле Артуре. Бёрн-Джонс выполнил фреску «Смерть Мерлина».
В течение трех лет Бёрн-Джонс создал множество акварелей и рисунков пером и тушью на темы из средневековой мифологии и рыцарских романов. Тогда же он начал заниматься иллюстрированием книг и делать эскизы к витражам. В 1859 году Бёрн-Джонс совершил свое первое путешествие во Флоренцию, Пизу, Сиену, Венецию и многие другие города Италии, где еще более проникся любовью к искусству Возрождения.
В 1861 году Уильям Моррис создает компанию по производству предметов декоративно-прикладного искусства «Моррис, Маршалл, Фолкнер и Ко». Бёрн-Джонс становится постоянным сотрудником этой фирмы и вместе с остальными работниками занимается разработкой дизайна и созданием витражей, изделий из металла, набивных тканей, резной деревянной мебели.
Помимо работы в компании Морриса Бёрн-Джонс продолжал заниматься живописью — писал акварелью. Сюжеты своих произведений он заимствовал из античной мифологии и средневековых легенд, среди них «Милостивый рыцарь» (1863), «Филлис и Демофонт» (1870), «Пан и Психея» (1872), «Зачарованный Мерлин» (1877). Моделью для многих картин этого периода стала греческая натурщица Мария Замбако, роман с которой у художника продолжался несколько лет.
Широкое признание пришло к Бёрн-Джонсу в 1877 году, когда его работы были показаны на выставке в галерее Гросвенор. С этого времени он начал активно экспонироваться. Художник создавал целые серии работ, основываясь на одном сюжете, как, например, «Пигмалион».
К концу жизни здоровье Бёрн-Джонс ухудшилось, в связи с чем ему приходилось прерывать работу. Одним из главных произведений позднего периода стало масштабное полотно «Последний сон Артура в Авалоне», над которым художник работал несколько лет вплоть до своей смерти.