Причесывающаяся женщина
1884
Картон, пастель. 53 х 52 см
エルミタージュ美術館、サンクトペテルブルク
Справа вверху: Degas
来歴
Cобрание Веве, Париж; распродажа собрания Веве в Галерее Жоржа Пти 1-2 февраля 1897 года, Галерея Дюран-Рюэля, Париж; с 1898 собрание П. И. Щукина, Москва (приобретена у Дюран-Рюэля за 14 000 рублей); с 1912 собрание С. И. Щукина, Москва
Inv.: ОР 42154
Inv. GMNZI: 37
В картине Эдгара Дега «Причесывающаяся женщина» нет ничего, что свидетельствовало бы о каком-то специальном убранстве изображаемой ванной комнаты: не предусмотрен даже простой туалетный столик; отсутствует и ванна. (В середине 1880-х годов в парижских домах она еще считалась большой роскошью.) Большой же таз для купания, неоднократно появляющийся в пастелях Дега, по-видимому, остался где-то в стороне.
Сама комната бедная, без какой-либо облицовки; стены просто выкрашены светлой охрой. Из всей обстановки только стул в правой части, да и то его замечаешь не сразу, так как он почти целиком накрыт большой простыней. На краешке этой простыни, сползшем на пол, сидит в восточной позе молодая рыжеволосая модель, которая несколько раз появляется на картинах Дега в 1884–1886 годах. В такой же позе – только с иной точки зрения, сбоку, и сидящей в тазу – эта или очень похожая на нее модель запечатлена в пастели «Женщина в тазу» (1884, частное собрание).
Обе руки «Причесывающейся женщины» заняты: левой она придерживает волосы, правой – ведет гребень от затылка вверх, и такому положению рук вторят основные линии композиции: очертания ног, шевелюры, зеркала, оставленного на стуле. Вертикальные линии корпуса, спинного хребта, свисающей со стула простыни стабилизируют движение различных частей тела. Общий эффект гармонического равновесия здесь поразителен – вся композиция идеально вписывается в форму квадрата.
Картина «Причесывающаяся женщина» Эдгара Дега относится ко времени последней выставки импрессионистов в 1886 году, но ее не было в составе показанной тогда художником группы пастелей с обнаженными натурщицами – моющимися, вытирающимися или причесывающимися.
К мотиву причесывающейся женщины Дега обращался не раз. Художника, по-видимому, интересовал сам физический аспект ухода женщин за волосами. Известно, что в 1878 году семейство его друга Людовика Алеви было поражено, когда Дега спросил, будет ли ему позволено видеть, как причесывается Женевьева Алеви (кузина Людовика и вдова композитора Жоржа Бизе).
Женевьев Строс, в девичестве Алеви.
Ок. 1890
© Rue des Archives / Vostock Photo
Один из ранних примеров разработки мотива – небольшая картина «Причесывающиеся женщины» (1875, Галерея Филипс, Вашингтон), где совмещены три различные позы причесывания. Интересно, что показанную почти со спины центральную фигуру Дега воспроизвел потом в нескольких вариантах.
Позже, в 1886–1888 годах, Дега выполнил еще две версии мотива (собрание Таубман, США и Музей Метрополитен, Нью-Йорк), в которых поза женщины была сохранена, только стала менее изящной. Кроме того, была выбрана другая модель, не отличавшаяся худобой.
Эдгар Дега
Причесывающиеся женщины
Ок. 1876-1878
Бумага, масло. 32,3×46
Коллекция Филлипс
Эдгар Дега
Обнаженная женщина, причесывающая свои волосы
1886–1888
Бумага, пастель. 78,7×66
Собрание Таубманов
Эдгар Дега
Обнаженная женщина, причесывающая свои волосы
1888–1890
Бумага, пастель. 61,3×46
Музей Метрополитан, Нью-Йорк
Главное отличие между двумя типами композиции – американских произведений и эрмитажного – заключается в том, что в первых фигура сдвинута вправо, в эрмитажном же, наоборот, – к самому левому краю, благодаря чему поза становится более динамичной: ноги словно устремлены вперед, как и корпус модели; энергично движение правой руки; волосы не ниспадают, а вскинуты вверх. В американских пастелях грузноватая фигура натурщицы словно сопоставлена со стоящим перед ней «оплывающим» креслом.
середина 1890-х годов
Картина Эдгара Дега «Причесывающаяся женщина» находится в парижском собрании Веве.
1897
1–2 февраля 1897 года в Галерее Жоржа Пти проходит распродажа собрания Веве. Картина Эдгара Дега «Причесывающаяся женщина» приобретена Полем Дюран-Рюэлем.
1898
П. И. Щукин покупает картину Эдгара Дега «Причесывающаяся женщина» в Галерее Дюран-Рюэля за 14 000 рублей и привозит ее в Москву, но держит не в экспозиции своего музея, а в личных покоях.
1912
С. И. Щукин приобретает у своего брата П. И. Щукина картину Эдгара Дега «Причесывающаяся женщина».
1918
Картина Эдгара Дега «Причесывающаяся женщина» национализирована вместе со всем собранием С. И. Щукина.
1919
Картина Эдгара Дега «Причесывающаяся женщина» входит в состав Первого (Щукинского) отделения МНЗЖ.
1928
Картина Эдгара Дега «Причесывающаяся женщина» в результате объединения МНЗЖ-1 и МНЗЖ-2 поступает в собрание ГМНЗИ, расположенного в особняке И. А. Морозова.
1948
Картина Эдгара Дега «Причесывающаяся женщина» после закрытия ГМНЗИ поступает в Государственный Эрмитаж.
Эдгар Дега (Edgar Degas)
1834, Париж — 1917, Париж
1917
Французский живописец и скульптор, один из родоначальников импрессионизма.
Учился живописи в Школе изящных искусств (1855–1856) у Луи Ламота, ученика Доминика Энгра, влияние которого сказалось на его раннем творчестве. Познакомился в Школе с Анри Фантен-Латуром и Леоном Бонна. В 1856–1860 годы предпринял пять поездок в Италию, где изучал и копировал произведения мастеров Возрождения. Дебютировал в Салоне 1865 года. Вскоре сблизился с Эдуардом Мане, встречался с Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, Альфредом Сислеем, Фредериком Базилем. Совершил поездку в Новый Орлеан, США (1872–1873). Принял участие во всех выставках импрессионистов (1874–1886), кроме седьмой (1882), когда протестовал против участия в ней Моне и Ренуара, не порвавших с Салоном. В 1885 году зрение Дега стало ухудшаться, а в последние два десятилетия его жизни оно сделалось катастрофически слабым. Наряду с живописью работал в рисунке, гравюре, монотипии, скульптуре, в каждом из родов искусства выказывая самые смелые творческие подходы.
Художественный стиль: Импрессионизм с поправкой
непредвзятость подхода к мотиву; как бы случайный, мимолетный взгляд на натуру; острый интерес к передаче движения; отказ от какого бы то ни было приукрашивания; редкая смелость композиционных ходов (так, в этой пастели фигура смещена вбок от срединной оси).
Однако, в отличие от большинства импрессионистов, Дега пользуется и приемами старых мастеров, не забывавших о геометрических основах композиции. Он не уступает им, например, в том, с какой точностью вписана в квадратное поле фигура натурщицы.Хотя сам Эдгар Дега предпочитал вначале другое обозначение стиля своей живописи, настаивая на названии «реализм», он в конце концов согласился с большинством участников движения импрессионизма и принял это определение – не только из соображений «маркетинга», но, главное, потому что его искусство содержало целый ряд важнейших элементов импрессионистического стиля. К ним в случае с картиной «Причесывающаяся женщина» относятся: совершенная
Образ/мотив: Причесывающаяся женщина
На протяжении почти трех десятилетий творчества Эдгар Дега многократно обращался к мотиву причесывающейся женщины.
Связи между картинами с данным образом/мотивом:
«Причесывающаяся женщина», «За туалетом» (1889, Эдгар Дега, Государственный Эрмитаж, бывшее собрание И. С. Остроухова).
Эдгар Дега
За туалетом
1889
Тонированная бумага, наклеенная на картон, пастель, уголь. 54,5×58,4
Государственный Эрмитаж
В сравнении с двумя более поздними версиями мотива (1886–1888, собрание Таубман, США и Музей Метрополитен, Нью-Йорк) в картине «Причесывающаяся женщина» главная роль принадлежит рисунку, а не сопоставлению обобщенных цветовых пятен. Вероятно, та же модель изображена в пастели «Перед зеркалом» (1889, Кунстхалле, Гамбург). Вполне возможно, что впервые Эдгар Дега обратился к мотиву причесывающейся женщины в 1875 году не без подсказки японских мастеров цветной гравюры на дереве, в частности Китагавы Утамаро (1753–1806), эстамп которого «Женщина, причесывающая волосы» (1802–1803) вспоминается при обращении к картине Дега.
Эдгар Дега
Перед зеркалом
1889
Бумага, пастель. 49×64
Кунстхалле, Гамбург
Китагава Утамаро
Женщина, расчесывающая волосы
1802–1803
Ксилография, 37,3×26,3
Музей изящных искусств, Бостон
Утамаро, кстати, нередко практиковал в своих гравюрах взгляд на женщину со спины, европейскому искусству чуждый.
Среди изображений женского туалета у Дега сцены причесывания занимают довольно заметное место. В Государственном Эрмитаже находится еще одна вариация этого мотива – пастель Дега «За туалетом» (1889, бывшее собрание И. С. Остроухова), где модель показана сидящей в халате за туалетным столиком: в одной руке гребень, другой она придерживает роскошную шевелюру. В то время как для Утамаро распущенные волосы оставались редким мотивом (волосы его дам почти всегда уложены в тугую поэтажную конструкцию), Дега, наоборот, предпочитал представлять своих персонажей с распущенными волосами.
Парижский галерист, выступивший конкурентом Поля Дюран-Рюэля. В конце XIX века поддерживал импрессионистов.
Французский писатель, романист и автор либретто к опреттам Жака Оффенбаха и опере Жоржа Бизе «Кармен». Ближайший друг Эдгара Дега, который изобразил его в целом ряде своих произведений, прежде всего в картине «Площадь Согласия» (Государственный Эрмитаж).
Кузина Людовика Алеви и жена композитора Жоржа Бизе, который был учеником ее отца. После внезапной смерти Бизе (1875) она перебралась к своему кузену, помогая вести его салон, где по четвергам собирались видные деятели искусства, в том числе Эдгара Дега. Выйдя замуж во второй раз, она организовала собственный салон, который посещал Марсель Пруст, школьный приятель ее сына. Ее черты отобразились позднее в образе герцогини де Германт.
Японский живописец и гравер, известный изображениями танцовщиц, куртизанок и сценами повседневной жизни.
Французский живописец и гравер, друг Эдгара Дега, участник первой и четырех следующих выставок импрессионистов.
Поль Валери. «Дега. Танец. Рисунок»
«Всю свою жизнь Дега ищет в Наготе, наблюдаемой во всех ее обличьях, в невероятном множестве поз, в самый острый Момент движения, единственную систему линий, способную формулировать данное состояние тела с величайшей точностью и в то же время с предельной обобщенностью».