Танцовщица у фотографа (Танцовщица перед окном)
1875
Холст, масло. 65 х 50 см
国立プーシキン美術館、モスクワ
Происхождение
1875 – собр. Ш.В. Дешана, Лондон. До 1879 – собр. Э. Брама, Париж; затем до 1899 – собр. А. Дориа, Париж. 4 – 5 мая 1899 года – распродажа коллекции А. Дориа в галерее Ж. Пти, Париж; приобретена Дюран-Рюэлем за 22.000 франков, Париж. С. 8 сентября 1899 года находилась у Кассирера, Берлин. 29 декабря возвращена Дюран-Рюэлю, Париж. 19ноября 1902 года приобретена С.И. Щукиным за 35.000 франков, Москва. (Возможно, ранее – в собр. П.И. Щукина, Москва). С 1918 – 1-й Музей новой западной живописи. С 1923 – ГМНЗИ. С 1948 – ГМИИ.
Inv.: Ж-3274
Inv. GMNZI: 39
Это единственное произведение Дега в собрании музея, выполненное в технике масляной живописи. В зимних сумерках, в холодном полупустом ателье молодая танцовщица кордебалета мучительно ищет перед зеркалом наиболее эффектную позу для снимка. Вырванное из рисунка танца, внезапно остановленное и подчеркнутое, движение артистки удивляет своей скованностью и неестественностью. Острый глаз мастера подмечает характерные позы и движения, не предназначенные для взгляда постороннего зрителя. Знакомство художника с утомительно-однообразными буднями мира балета позволяют ему воспроизвести на картине впечатление «непреднамеренной случайности». Вид заснеженного Парижа за окном усиливает ощущение одиночества балерины. Экспонировавшаяся на IV Выставке художников-импрессионистов (1879) картина может быть названа одной из лучших работ Дега, передающих воздушную атмосферу и освещение Парижа в ранние утренние часы.
Эдгар Дега (Edgar Degas)
1834, Париж — 1917, Париж
1917
Французский живописец и скульптор, один из родоначальников импрессионизма.
Учился живописи в Школе изящных искусств (1855–1856) у Луи Ламота, ученика Доминика Энгра, влияние которого сказалось на его раннем творчестве. Познакомился в Школе с Анри Фантен-Латуром и Леоном Бонна. В 1856–1860 годы предпринял пять поездок в Италию, где изучал и копировал произведения мастеров Возрождения. Дебютировал в Салоне 1865 года. Вскоре сблизился с Эдуардом Мане, встречался с Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, Альфредом Сислеем, Фредериком Базилем. Совершил поездку в Новый Орлеан, США (1872–1873). Принял участие во всех выставках импрессионистов (1874–1886), кроме седьмой (1882), когда протестовал против участия в ней Моне и Ренуара, не порвавших с Салоном. В 1885 году зрение Дега стало ухудшаться, а в последние два десятилетия его жизни оно сделалось катастрофически слабым. Наряду с живописью работал в рисунке, гравюре, монотипии, скульптуре, в каждом из родов искусства выказывая самые смелые творческие подходы.