Обнаженная женщина
Бумага, уголь, сангина, пастель
50,1х58 см
国立プーシキン美術館、モスクワ
来歴
C 1920 – ВМНЗЖ (передано из ГМФ, ранее – из собрания князя С.А.Щербатова), с 1923 – ГМНЗИ, с 1948 – ГМИИ
Inv.: Р-10273
Inv. GMNZI: 480
Мы не знаем живописных или иных произведений Дени, в которых повторялась бы фигура именно в той позе, в какой изображена модель на данном рисунке. Однако можно говорить об определенном «пластическом типе» обнаженной женской фигуры, сидящей на земле и изображенной со спины, — типе, который встречается в ряде работ Дени конца 1890-х — 1900-х годов. В этот ряд входит, например, картина «Фигуры в весеннем пейзаже, или Священная роща» (1897, ГЭ). Любование линией и пластической красотой женского тела говорит о хорошо усвоенных уроках классического искусства: Пуссена, Энгра, старых итальянских мастеров. Дени открыл для себя Италию во время многократных поездок в эту страну между 1895 и 1904 годами. У него была возможность ближе познакомиться с произведениями Энгра в Монтобане (в октябре 1896 года) и в Париже в собрании Дега, которое он впервые увидел в феврале 1901 года. Недаром период 1898–1918 годов в творчестве Дени характеризуется как «новый классицизм». В облике модели узнаются черты жены художника Марты, заменявшей ему профессиональных натурщиц. В понимании пластики женской фигуры Дени близок к Майолю.
В. М.