Drying the Sails
1905
Canvas, pastel. 81,5 х 101 cm
The Pushkin State Museum of Fine Arts
Происхождение
1918, from the collection of I. A. Morozov
Inv.: Ж-3377
Inv. GMNZI: 324
В знаменитом Осеннем салоне 1905 года фигурировала картина Андре Дерена (1880—1954) «Просушка парусов» (1905), которая, наряду с произведениями Матисса, спровоцировала кличку «дикие» и стала своего рода фирменным знаком нового направления. Пейзаж был исполнен летом того же года на средиземноморском побережье Франции в Коллиуре. Дерен изображает приставшие к берегу лодки, он строит динамичное пространство крупными живописными мазками при помощи интенсивных цветовых контрастов. Кое-где на смену мазкам-штрихам приходят цветовые пятна или плоскости, заставляющие вспомнить о Синьяке и Кроссе. Порою он располагает мазки на расстоянии друг от друга так, что между ними просвечивает холст, воспринимающийся в общей структуре как свет ослепительного южного солнца. В Коллиуре Дерена особенно занимала проблема передачи цвета под воздействием южного солнца, «съедающего» тени. «Новое понимание света, — отмечал Дерен, — заключается в отрицании тени... Здесь тени — это целый мир отблесков и света, противоположного свету солнца...» Светотеневую моделировку Дерен заменяет сопоставлением контрастных пятен красного, оранжевого, желтого, синего, зеленого цветов. Подобного упрощения художественных средств еще не знала европейская живопись. Гибкое, взрывчатое пространство, экспрессивные цветные контуры, экзальтация цвета становятся основными выразительными качествами фовистской живописи.
Андре Дерен (Andre Derain)
1880, Шату [Chatou] – 1954, Гарш [Garches]
Французский художник, один из основоположников фовизма, позднее работал в духе раннего кубизма и неоклассицизма.
Родился в парижском предместье Шату. Занимался в Академии Камилло, где его рисунки корректировал Эжен Каррьер; там же познакомился с Анри Матиссом, Альбером Марке и Жаном Пюи. (1898). В 1902–1904 годах служил в армии, по возвращении из которой стал посещать Академию Жюлиана. Проведенное в Коллиуре вместе с Матиссом лето 1905 года ознаменовалось выработкой стиля предельно яркой красочности и общего лаконизма художественных средств. После того как картины обоих художников были показаны в Осеннем салоне 1905 года, критики заговорили о появлении нового направления — фовизма (от французского «fauve» — дикий). Осенью 1906 года познакомился с Пабло Пикассо и другими художниками из «Плавучей прачечной». Иллюстрировал книги поэтов-авангардистов: Гийома Аполлинера, Макса Жакоба, Андре Бретона. Отдал дань кубизму, однако уже в 1908 году уничтожил бóльшую часть работ, выполненные в новой стилистике. С началом Первой мировой войны был призван в армию и четыре года служил рядовым солдатом. В 1919 году создал декорации и костюмы к балету С. П. Дягилева «Волшебная лавка». Широко выставлялся за рубежом, в 1928 году ему была присуждена премия Карнеги. С 1930-х годов обосновался в Шамбурси. Немецкие власти, оккупировавшие Францию, отняли у Дерена дом; вернуться туда он смог только в конце Второй мировой войны.