Старый мост в Кань
Холст, масло. 73 х 92 см
国立プーシキン美術館、モスクワ
Происхождение
До 1948 – ГМНЗИ. До 1918 – собр. С.И. Щукина
Inv.: Ж-3278
Inv. GMNZI: 50
В картине «Старый мост» Дерен на фоне горного пейзажа изобразил перекинутый через речку двухпролетный арочный мост, отражающийся в воде. Геометрические обобщения и упрощения пластических форм, а также включение в колористическую гамму картины чистого, насыщенного цвета свидетельствуют о традициях кубизма и фовизма, соединившихся в данной работе. Но помимо этого в композиционном строе и в «музейном», буром цвете ощущается сознательное использование художественного наследия прошлого. «Я никогда не терял контакта с великими мастерами, и в 28 лет я знал репродукции всего, что числят шедеврами. Чего достигнешь, пренебрегая культурой?» — писал Дерен. Осмысление традиций прошлого во многом и явилось критерием творческих исканий художника.
Андре Дерен (Andre Derain)
1880, Шату [Chatou] – 1954, Гарш [Garches]
Французский художник, один из основоположников фовизма, позднее работал в духе раннего кубизма и неоклассицизма.
Родился в парижском предместье Шату. Занимался в Академии Камилло, где его рисунки корректировал Эжен Каррьер; там же познакомился с Анри Матиссом, Альбером Марке и Жаном Пюи. (1898). В 1902–1904 годах служил в армии, по возвращении из которой стал посещать Академию Жюлиана. Проведенное в Коллиуре вместе с Матиссом лето 1905 года ознаменовалось выработкой стиля предельно яркой красочности и общего лаконизма художественных средств. После того как картины обоих художников были показаны в Осеннем салоне 1905 года, критики заговорили о появлении нового направления — фовизма (от французского «fauve» — дикий). Осенью 1906 года познакомился с Пабло Пикассо и другими художниками из «Плавучей прачечной». Иллюстрировал книги поэтов-авангардистов: Гийома Аполлинера, Макса Жакоба, Андре Бретона. Отдал дань кубизму, однако уже в 1908 году уничтожил бóльшую часть работ, выполненные в новой стилистике. С началом Первой мировой войны был призван в армию и четыре года служил рядовым солдатом. В 1919 году создал декорации и костюмы к балету С. П. Дягилева «Волшебная лавка». Широко выставлялся за рубежом, в 1928 году ему была присуждена премия Карнеги. С 1930-х годов обосновался в Шамбурси. Немецкие власти, оккупировавшие Францию, отняли у Дерена дом; вернуться туда он смог только в конце Второй мировой войны.