Тропинка в скалах Соссе-ле-Пен (Лесная тропинка)
1911–1912
Холст, масло. 92 х 65 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Происхождение
1918, из собрания И.А. Морозова, 1948, ГМИИ
Инв.: Ж-3379
Инв. ГМНЗИ: 327
Традиции классического искусства и опыт кубизма сочетаются и в пейзаже Дерена «Тропинка в лесу Фонтенбло». Художник изображает растущие среди каменных валунов сосны на первом плане и вьющуюся вдаль тропинку на втором. В своей палитре с доминированием серых, зеленых, коричневых и черных тонов в передаче ряда деталей пейзажа Дерен, безусловно, близок к кубистам. Но введенные им серовато-голубые и красноватые оттенки обогащают живописное пространство картины. Несмотря на пластическую ясность и строгость композиции, в пейзаже не ощущается преднамеренной геометризации объемов, к которой так стремились кубисты. Дерен следует своей кистью за органической формой предметов, используя в моделировке их объемов светлые тона. Образованное сочетанием вертикальных доминант деревьев и горизонтальной протяженностью земной полосы пространство строится художником по законам линейной перспективы.
Андре Дерен (Andre Derain)
1880, Шату [Chatou] – 1954, Гарш [Garches]
Французский художник, один из основоположников фовизма, позднее работал в духе раннего кубизма и неоклассицизма.
Родился в парижском предместье Шату. Занимался в Академии Камилло, где его рисунки корректировал Эжен Каррьер; там же познакомился с Анри Матиссом, Альбером Марке и Жаном Пюи. (1898). В 1902–1904 годах служил в армии, по возвращении из которой стал посещать Академию Жюлиана. Проведенное в Коллиуре вместе с Матиссом лето 1905 года ознаменовалось выработкой стиля предельно яркой красочности и общего лаконизма художественных средств. После того как картины обоих художников были показаны в Осеннем салоне 1905 года, критики заговорили о появлении нового направления — фовизма (от французского «fauve» — дикий). Осенью 1906 года познакомился с Пабло Пикассо и другими художниками из «Плавучей прачечной». Иллюстрировал книги поэтов-авангардистов: Гийома Аполлинера, Макса Жакоба, Андре Бретона. Отдал дань кубизму, однако уже в 1908 году уничтожил бóльшую часть работ, выполненные в новой стилистике. С началом Первой мировой войны был призван в армию и четыре года служил рядовым солдатом. В 1919 году создал декорации и костюмы к балету С. П. Дягилева «Волшебная лавка». Широко выставлялся за рубежом, в 1928 году ему была присуждена премия Карнеги. С 1930-х годов обосновался в Шамбурси. Немецкие власти, оккупировавшие Францию, отняли у Дерена дом; вернуться туда он смог только в конце Второй мировой войны.