Андре Дерен (Andre Derain)
1880, Шату [Chatou] – 1954, Гарш [Garches]
Французский художник, один из основоположников фовизма, позднее работал в духе раннего кубизма и неоклассицизма.
Родившись в парижском предместье Шату, Дерен — по настоянию отца — поступил в столичный инженерный коллеж, но вскоре его бросил и начал заниматься в Академии Камилло [Camillo], где преподавал Эжен Каррьер [Eugène Carrière] (1898); там он познакомился с Анри Матиссом, Альбером Марке и Жаном Пюи. Много времени проводил в Лувре, копируя картины старых мастеров. В 1900 году Дерен сблизился с Морисом Вламинком, вместе с которым они устроили мастерскую в заброшенном ресторанчике в Шату. В экспрессивных по цвету пейзажах Дерена этого периода проявляется влияние Винсента Ван Гога.
Вскоре художника призвали в армию, где он провел три «адски скучных и тяжелых» года (1902–1904). По возвращении Дерена Матисс убедил его родителей назначить сыну небольшое пособие для продолжения обучения, благодаря чему тот смог посещать Академию Жюлиана [Académie Julian]. Весной 1905 года художнику удалось продать в Салоне Независимых несколько своих картин. А летом по приглашению Матисса Дерен отправился в рыбацкий городок Коллиур [Collioure] на побережье Средиземного моря. Работая вместе над пейзажами и портретами, они исследовали взаимодействие открытых цветов и добивались с их помощью максимальной экспрессивности образа. «Краски становились динамитными патронами <…> должны были выстрелить светом», — описывал этот опыт Дерен (1905, «Просушка парусов»; «Вид Коллиура»).
В картинах Матисса и Дерена, представленных в Осеннем салоне 1905 года, критики увидели зарождение нового направления, которое окрестили фовизмом (от французского «fauve» — дикий). К основоположникам стиля вскоре примкнули Вламинк, Альбер Марке, Анри Манген и некоторые другие. Амбруаз Воллар решил приобрести все работы из мастерской Дерена и даже оплатил его поездку в Лондон, в результате чего на свет появилась серия «Лондонских мостов».
Андре Дерен
Мост Ватерлоо
1906
Холст, масло. 80,5 х 101
Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид
© AKG / East News
Андре Дерен
Мост Черинг Кросс, Лондон
1906
Холст, масло. 81,2 х 100,3
Национальная галерея искусства, Вашингтон
© Bridgeman / Fotodom
Колористические находки сочетались в творчестве Дерена с пуантилистической техникой. Его восхищал Анри Руссо. Он активно интересовался искусством примитивных культур и восточных цивилизаций, одним из первых начал коллекционировать африканское искусство. В этот период Дерен создал ряд декоративных панно с многофигурными композициями идиллического характера («Золотой век» [«L'âge d'or»], 1906, Музей современного искусства, Тегеран). Ретроспектива Гогена в Осеннем Салоне 1906 года придала новый импульс творческим поискам художника, и это влияние особенно заметно в его резьбе по дереву, ксилографии и керамике.
Разочарование в фовизме наступило очень скоро; Дерен стремился к геометрическим обобщениям, мечтал о создании образа «прочного, вечного и более сложного». Осенью 1906 года он познакомился с Пабло Пикассо и другими художниками, жившими на Монмартре в общежитии «Плавучая прачечная» («Bateau-Lavoir»).
«Плавучая прачечная» на Монмартре, где находились студии Пабло Пикассо и других художников
1955
© AKG / East News
Вместе с поэтами: Гийомом Аполлинером [Guillaume Apollinaire], Максом Жакобом [Max Jacob], Андре Сальмоном [André Salmon], — они образовали художественно-литературную группу. Дерен стал иллюстрировать книги своих новых друзей: первым опытом был сборник стихов Аполлинера «Гниющий чародей» [«L'Enchanteur pourrissant»] (1909), за ним последовали книги Жакоба («Бурлескные и мистические произведения брата Матореля» [«Œuvres burlesques et mystiques de Frère Matorel»], 1912) и Андре Бретона [André Breton] («Ломбард» [«Mont de Piété»], 1916).
Иллюстрация Андре Дерена из книги Гийома Аполлинера «Гниющий чародей»
Paris: Henry Kahnweiler, 1909
Иллюстрация Андре Дерена из книги Гийома Аполлинера «Гниющий чародей»
Paris: Henry Kahnweiler, 1909
Иллюстрация Андре Дерена из книги Макса Жакоба «Бурлескные и мистические произведения брата Матореля»
Paris: Henry Kahnweiler, 1912
Для Дерена, как и для Пикассо, ориентиром в поисках собственного пластического языка являлся Сезанн, а открывшаяся в Осеннем салоне 1907 года ретроспективная выставка «отшельника из Экса» послужила своего рода катализатором тех художественных открытий, которые они вскоре совершат. Взяв за основу тезис Сезанна о том, что следует «интерпретировать природу с помощью простейших форм — цилиндра, сферы и конуса», Дерен, Пикассо, а также Жорж Брак [Georges Braque] добивались в своих работах предельного обобщения формы и таким образом пришли к созданию кубизма. Однако уже зимой 1908 года Дерен уничтожил бóльшую часть работ, выполненные в новой стилистике; одним из немногих сохранившихся примеров его первых кубистических опытов может служить картина «Купальщицы» [«Baigneuses»] (1907, Национальная галерея, Прага).
Андре Дерен
Купальщицы
1908
Холст, масло. 180 х 223
Национальная галерея, Прага
© AKG / East News
В 1907 году началось сотрудничество Дерена с Даниэлем-Анри Канвейлером. Обретенная финансовая независимость вскоре позволила художнику переехать из Шату в Париж. До 1913 года Дерен продолжал писать кубистические пейзажи и натюрморты, но начиная с 1910 года он все дальше отходил от бунтарских экспериментов Пикассо и Брака и все настойчивее обращался к живописи мастеров раннего Возрождения.
В предшествующий Первой мировой войне период Дерен создал ряд произведений религиозно-символического характера, среди которых наиболее значимой является картина «Суббота» (около 1912 года).
По образному и формальному строю «готический» стиль этих работ приближается к средневековому искусству. С началом войны Дерен был призван в армию и четыре года служил рядовым солдатом, «вечно под огнем, в грязи, в холоде, без сна» (из письма к Вламинку).
По возвращении с фронта Дерен — уже один из наиболее влиятельных деятелей французской культуры своего времени — написал эстетический трактат «Об основах живописи», оставшийся неопубликованным. Он продолжал пополнять свою коллекцию восточного и африканского искусства, собирать античную керамику и скульптуру, произведения эпохи Ренессанса, голландских и французских мастеров.
В 1920-е годы Дерен пришел к неоклассицизму, в ряде работ выступая как блестящий стилизатор. Центральное произведение этого периода — «Арлекин и Пьеро» [«Harlequin and Pierrot»] (около 1924, музей Оранжери, Париж) — отличают рафинированность рисунка и скульптурная пластика фигур.
Андре Дерен
Арлекин и Пьеро
1924
Холст, масло. 175 х 175
Музей Оранжери, Париж
© Bridgeman / Fotodom
C создания в 1919 году декораций и костюмов к балету С. П. Дягилева «Волшебная лавка» началось многолетнее сотрудничество Дерена с музыкальным театром. Художник продолжал заниматься книжной иллюстрацией и, в частности, выполнил 400 цветных ксилографий для книги «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле [François Rabelais].
Дерен широко выставлялся за рубежом, в 1928 году ему была присуждена премия Карнеги [Prix Carnegie]. В 1937 году в Пти-Пале [Petit Palais] прошла ретроспектива художника, включавшая три десятка произведений. С 1930-х годов Дерен обосновался в Шамбурси [Chambourcy].
В октябре 1941 года немецкие власти склонили художника принять участие в поездке по Германии, обещая не только вернуть ему захваченный дом, но и освободить группу узников нацистских концлагерей.
Французские художники, среди которых Морис де Вламинк и Андре Дерен, на вокзале в Париже перед отъездом в Германию
Октябрь 1941
© Rue des Archives / Vostock Photo
В той поездке приняли участие несколько видных художников: Вламинк, Отон Фриез, Кес Ван Донген и другие. Однако мало основательные обвинения в коллаборационизме прозвучали во французской послевоенной печати именно в адрес Дерена, что заставило его вести уединенный образ жизни и сторониться «прогрессивной» общественности. Оккупанты обманули художника: дом удалось вернуть только в декабре 1944 года, после Освобождения [Liberation]; разумеется, не были отпущены на свободу и узники.