Старый город в Кань
1910
Холст, масло
66 х 82 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Происхождение
Приобретена у художника в 1910 галереей Д. Канвейлера, Париж; в конце 1910 приобретена С.И. Щукиным в галерее Канвейлера, Париж. До 1918 — в собрании С.И. Щукина, Москва; затем 1-й Музей новой западной живописи; с 1923 — ГМНЗИ; с 1948 — ГМИИ.
Инв.: Ж-3279
Инв. ГМНЗИ: 52
Картина, традиционно носившая в московских коллекциях название «Замок», выполнена художником в феврале 1910 года в городе Кань-сюр-Мер и изображает верхнюю часть старого квартала, как будто выросшего из скал. Интерес к четкой структурности композиции, выявлению геометрии архитектурных и природных форм свидетельствует об изучении Дереном системы Поля Сезанна. Одновременно с экспериментами кубистов художник предпринимает собственные попытки выявления сущности изображаемых предметов, «первоформ» окружающего мира.
«Старый город в Кань» — характерный пример такой аналитики Дерена, однако здесь для «ощупывания» изображенных зданий он пользуется не кубистическим развеществлением натуры, а светотенью, цветом, композицией, прибегая к приемам, подсказанным ему мастерами Средневековья и Раннего Возрождения. В рамках представлений мастера о художественной традиции они оказываются равноценными и равноправными по отношению к самым последним открытиям в искусстве. Сдержанный, но насыщенный колорит работы также намекает на своеобразный синтез искусства итальянских «примитивов», Сезанна и кубистов, в частности Пабло Пикассо, также проявлявшего в те же годы интерес к мотиву кубических объемов тесно поставленных домов.
Ал.П.
Андре Дерен (Andre Derain)
1880, Шату [Chatou] – 1954, Гарш [Garches]
Французский художник, один из основоположников фовизма, позднее работал в духе раннего кубизма и неоклассицизма.
Родился в парижском предместье Шату. Занимался в Академии Камилло, где его рисунки корректировал Эжен Каррьер; там же познакомился с Анри Матиссом, Альбером Марке и Жаном Пюи. (1898). В 1902–1904 годах служил в армии, по возвращении из которой стал посещать Академию Жюлиана. Проведенное в Коллиуре вместе с Матиссом лето 1905 года ознаменовалось выработкой стиля предельно яркой красочности и общего лаконизма художественных средств. После того как картины обоих художников были показаны в Осеннем салоне 1905 года, критики заговорили о появлении нового направления — фовизма (от французского «fauve» — дикий). Осенью 1906 года познакомился с Пабло Пикассо и другими художниками из «Плавучей прачечной». Иллюстрировал книги поэтов-авангардистов: Гийома Аполлинера, Макса Жакоба, Андре Бретона. Отдал дань кубизму, однако уже в 1908 году уничтожил бóльшую часть работ, выполненные в новой стилистике. С началом Первой мировой войны был призван в армию и четыре года служил рядовым солдатом. В 1919 году создал декорации и костюмы к балету С. П. Дягилева «Волшебная лавка». Широко выставлялся за рубежом, в 1928 году ему была присуждена премия Карнеги. С 1930-х годов обосновался в Шамбурси. Немецкие власти, оккупировавшие Францию, отняли у Дерена дом; вернуться туда он смог только в конце Второй мировой войны.
Живописец, график, скульптор, декоратор. Учился у своего отца Х.Руиса Бласко, преподавателя рисования, затем в Художественной школе в Барселоне и в Академии в Мадриде. С 1904 живет в Париже. В 1900-е («голубой» и «розовый» периоды) создает обостренно-выразительные произведения на темы трагического одиночества обездоленных и участи людей искусства – странствующих комедиантов. В 1907 вместе с Ж. Браком создает новое направление в искусстве – кубизм. С середины 1910-х создает произведения в духе неоклассицизма, в некоторых работах 1920-30-х близок сюрреализму. Работы, созданные во второй половине 1930-х – 1940-х, получают большое общественное значение. В послевоенные годы – активный участник международного движения за мир.
Французский галерист, немецкий еврей попроисхождению. В 1907 году открыл в Париже художественную галерею. Заключил эксклюзивные договоры с несколькими главными мастерами современного искусства, в том числе с Морисом Вламинком, Андре Дереном и Пабло Пикассо.