Пабло Руис Пикассо (Пабло Руис Пикассо)
1881, Малага, Испания — 1973, Мужен, департамент Приморские Альпы
1973
Пабло Пикассо с совой в своей мастерской в Антибе
1946
© Getty Images / Fotobank
Пабло Пикассо осваивал технику рисунка и живописи с восьми лет: сначала под руководством отца, преподавателя рисования в Малаге, а затем в Художественной школе в Ла Корунье [La Coruña], куда переехала семья. С 1895 года Пикассо начал заниматься в Школе изящных искусств Барселоны.
14-летний Пабло Пикассо
1895, Барселона
© Rue des Archives / Vostock Photo
Его масштабная композиция «Наука и Милосердие» [«Science and Charity»] (1897, музей Пикассо, Барселона) была отмечена на выставке в Мадриде. Пикассо легко поступил в Королевскую Академию художеств Сан Фернандо [Academia Real de San Fernandо] в Мадриде (1897), но, недовольный методами преподавания, вернулся в Барселону и сблизился с авангардистами, встречи которых проходили в кабаре «Четыре кота» [«Els Quatre Gats»]. Реализм ранних работ художник под влиянием Анри де Тулуз-Лотрека и Теофиля Стейнлена [Théophile Steinlen] стал видоизменяться («Свидание», около 1900).
Пабло Пикассо
Наука и милосердие
1897
Холст, масло. 197 х 249,5
Музей Пикассо, Барселона
В 1900 году Пикассо отправился в Париж, где на Всемирной выставке экспонировалась его картина. Здесь он открыл для себя искусство Винсента Ван Гога, Поля Гогена, Эдгара Дега, Поля Синьяка; начал писать в технике пуантиллизма. Амбруаз Воллар организовал первую персональную выставку Пикассо, которая получила положительный отзыв в журнале «Revue blanche» (1901).
В 1901 году покончил жизнь самоубийством близкий друг художника Карлос Касахемас [Carlos Casagemas]. Его смерть потрясла Пикассо; он возвращался к образу Касахемаса, вместе с которым приехал в Париж, снова и снова, в целой серии картин, отмеченных преобладанием холодных синих тонов. Так начался «голубой» период творчества художника (1901–1904). Написанные под влиянием Эль Греко произведения тех лет сочетали в себе аскетизм в отображении окружающей среды с отчетливым драматизмом образов. Героями картин Пикассо были нищие, цирковые артисты, проститутки из тюремной больницы («Две сестры», 1902; «Жизнь» [«La Vie»], 1903, Кливлендский музей искусств; «Старый еврей и нищий», 1903).
Пабло Пикассо
Жизнь
1903
Холст, масло. 196,5 х 128,5
Кливлендский музей искусств, Кливленд
В 1901–1903 годах художник постоянно переезжал из Барселоны в Париж и обратно.
Весной 1904 года Пикассо окончательно обосновался в Париже, поселившись в «Плавучей прачечной» [«Bateau-Lavoir»] — своего рода коммуне художников, куда наведывались такие поэты, как Андре Сальмон [André Salmon], Макс Жакоб [Max Jacob] и Гийом Аполлинер [Guillaume Apollinaire]. В 1904 году Пикассо познакомился там с Фернандой Оливье [Fernande Olivier], которая на несколько лет (вплоть до 1912) стала его подругой и моделью.
“Плавучая прачечная” на Монмартре
1967
© Getty Images / Fotobank
Фернанда Оливье и Пабло Пикассо в Барселоне в кафе Guayaba
1906
С конца 1904 года начался «розовый» период (1904–1906) творчества Пикассо, для которого характерно смягчение эмоционального строя картин и доминирование розового и светло-охристого оттенков. Прообразами странствующих актеров, которых по большей части представляют эти утонченные композиции, выступали акробаты и клоуны из парижского цирка Медрано [Médrano], друзья Пикассо и сам художник («Семейство бродячих комедиантов», 1905, Национальная галерея, Вашингтон; «Девочка на шаре», 1905).
Пабло Пикассо
Семейство бродячих комедиантов
1905
Холст, масло. 212,8 х 229,6
Национальная галерея, Вашингтон
В 1905 году патронами Пикассо стали Лео и Гертруда Стайн [Leo, Gertrude Stein]. В их доме он встретил Анри Матисса, чьи смелые эксперименты с цветом и формой вдохновили его на более радикальные художественные поиски. Работы Гогена в Осеннем Салоне (1906) и ретроспектива Поля Сезанна (1907) подсказали Пикассо путь к лаконизму; произведения первобытных культур — к примитивизации («Портрет Гертруды Стайн», 1906, музей Метрополитен, Нью-Йорк).
В 1907 году Пикассо приступил к работе над большой композицией «Авиньонские девушки» [«Les Demoiselles d’Avingnon»] (Музей современного искусства, Нью-Йорк). Эта картина, как и другие произведения периода раннего кубизма («Танец с покрывалами», 1907; «Дриада», 1908), в том числе величайшее его достижение — «Три женщины» (1908), строилась на резких геометрических деформациях объемов.
Пабло Пикассо
Авиньонские девушки
1907
Холст, масло. 243,9 х 233,7
Музей современного искусства, Нью-Йорк
Осенью 1908 года Пикассо познакомился с С. И. Щукиным; через год тот приобрел у художника первую картину — «Даму с веером», 1909.
С конца 1908 года началось сотрудничество Пикассо с Жоржем Браком; они постоянно встречались, вместе работали, продвигаясь от одной стадии кубизма к другой.
Жорж Брак в своей мастерской на Монмартре
1910
© Rue des Archives / Vostock Photo
Лето 1909 года художник провел в Каталонии, где исполнил серию кубистических пейзажей («Завод», 1909). К 1910 году Пикассо пришел к почти абстрактным композициям, сохраняющим лишь наиболее существенные детали объекта — «атрибуты», как называл их сам мастер. Одной из вершин кубистической живописи этого времени стал «Портрет Амбруаза Воллара» (1910). Вскоре, вслед за Браком, Пикассо начал вводить в свои композиции буквы и усеченные лексемы, прибегая к сложной, не всегда очевидной словесной игре. С 1911 года под флагом кубизма в Салоне Независимых выступали последователи Пикассо: Фернан Леже, Анри Ле Фоконье, Константин Бранкузи. Сам Пикассо выставлялся в Лондоне, Берлине (1911, Сецессион), Москве («Бубновый валет»), Мюнхене (1912, «Синий всадник» [«Der Blaue Reiter»]) и Нью-Йорке (1913, Армори-шоу [«Armory Show»]). Продажу своих картин художник с 1910 года доверил Даниэлю-Анри Канвейлеру.
С весны 1912 года в живопись Пикассо вернулись цвет и реальные детали («Столик в кафе», 1912).
По примеру Брака он обратился к коллажу и введению в красочное полотно неживописных фрагментов из газет, картона и бумаги, а также настоящих предметов. Пикассо применял одновременно несколько графических и живописных техник, экспериментировал с фактурами, добавляя в краски песок или опилки, использовал бумажные и напылительные технологии. Следующим шагом стало для него создание кубистических конструкций, или ассамбляжей. Трехмерные произведения, стирающие границы между живописью и скульптурой, свидетельствовали о появлении нового пластического языка, который оказал колоссальное влияние на общеевропейский художественный процесс.
В 1916 году по инициативе Жана Кокто [Jean Cocteau] С. П. Дягилев пригласил Пикассо участвовать в постановке балета «Парад». Парижская премьера «первого сюрреалистического спектакля» (1917) имела успех, и Пикассо еще на протяжении 10 лет сотрудничал с Русскими балетами, оформив в общей сложности шесть постановок. В 1918 году Пикассо женился на балерине дягилевской труппы О. С. Хохловой.
Пабло Пикассо (в кепке) сидит на занавеси для балета «Парад»
1917
© Bridgeman / Fotodom
Пабло Пикассо с женой, балериной Ольгой Хохловой, на фоне афиши балета «Парад»
1917
Период 1917–1925 годов ознаменован в творчестве художника поворотом к классическим формам. Начав с обращения к Доминику Энгру [Dominique Ingres] и Огюсту Ренуару («Ольга в задумчивости» [«Olga pensive»], 1923, Музей Пикассо, Париж), Пикассо пришел к «колоссальному» стилю с мощными, близкими греческой архаике формами и экспрессивными деформациями («Две женщины, бегущие по пляжу» [«Deux femmes courant sur la plage»], 1922, музей Пикассо, Париж). На художника посыпались обвинения в измене со стороны кубистов; дадаисты называли его «мертвым художником». Но совсем скоро Пикассо, демонстрируя неисчерпаемость своего пластического лексикона, перешел от неоклассицизма и декоративного кубизма к сюрреалистическим, полноцветным, чувственным композиции с биоморфными фигурами («Танец» [«La Danse»], 1925, Галерея Тейт, Лондон). Это преображение совпало по времени с появлением в жизни художника Марии-Терезы Вальтер [Marie-Thérèse Walter]. «Я стремлюсь к сходству, превосходящему по глубине саму реальность», — утверждал Пикассо, которого сюрреалисты провозгласили «великим начинателем».
Пабло Пикассо
Ольга в задумчивости
1923
Пастель. 105 х 75
Музей Пикассо, Париж
© Bridgeman / Fotodom
Пабло Пикассо
Две женщины, бегущие по пляжу
1922
Гуашь, фанера. 32,5 х 41,1
Музей Пикассо, Париж
© Bridgeman / Fotodom
Пабло Пикассо
Три танцовщицы
1925
Холст, масло. 215,3 х 142,2
Галерея Тейт, Лондон
В 1932 году в Париже и Цюрихе прошли крупные ретроспективы Пикассо. В середине 1930-х годов художник на время оставил занятия живописью и начал писать стихи. В это десятилетие в его произведениях частотны мотивы насилия и борьбы, доминирует трагическое начало. В 1937 году бомбардировка немецкой авиацией баскского города Герника побудила Пикассо всего за месяц написать для Испанского павильона на Всемирной выставке в Париже колоссальную черно-белую композицию «Герника» (Музей королевы Софии , Мадрид), вызвавшую огромный резонанс в Европе.
Пабло Пикассо
Герника
1937
Холст, масло. 351 х 782
Национальный музей королевы Софии , Мадрид
Годы немецкой оккупации художник, чье искусство фашисты объявили «дегенеративным», провел в Париже, отказавшись от приглашения уехать в США. В 1944 году Пикассо вступил в коммунистическую партию Франции. Он писал антивоенные произведения («Война в Корее» [«Guerre de Corée»], 1951, Музей Пикассо, Париж), вместе с Полем Элюаром участвовал в конгрессе «Интеллектуалы за мир» во Вроцлаве, посещал Краков и Освенцим (1948). Литография Пикассо с изображением голубки стала эмблемой Всемирных конгрессов сторонников мира (1949, 1950).
Пабло Пикассо
Резня в Корее
1951
Фанера, масло. 110 х 210
Музей Пикассо, Париж
В 1946 году Пикассо принял предложение города Антиб [Antibes] устроить в замке на Лазурном берегу мастерскую и за полгода исполнил для нее 22 панно. Вскоре он вместе с Франсуаз Жило [Françoise Gilot], которой в этот период посвящал множество произведений, поселился в городе гончаров Валлорис [Vallauris]. Там, на Рыночной площади, в 1950 году установили скульптуру Пикассо «Человек с ягненком» [«L'Homme au mouton»]. Через два года мастер создал для местной капеллы монументальные росписи «Война» и «Мир».
Пабло Пикассо, Франсуаз Жило и их сын Клод в Валлорисе
1949
© Rue des Archives / Vostock Photo
Сильветт Давид, модель Пабло Пикассо, на рыночной площади в Валлорисе. На заднем плане – скульптура Пикассо “Человек с ягненком”
1948
© Getty Images / Fotobank
В 1955 году Пикассо обосновался на вилле «Калифорния» в Каннах со своей второй женой Жаклин Рок [Jacqueline Roque]. Одним из важных направлений работы позднего периода его творчества стали вариации на темы произведений мастеров прошлого: Эдуарда Мане, Рембрандта [Rembrandt], Диего Веласкеса [Diego Velázquez]. В 1957 Пикассо купил замок Вовенарг [Vauvеnargues] у подножия горы Св. Виктории. В 1963 году в Барселоне открылся музей Пикассо.
Пикассо много экспериментировал с различными техниками гравюры. Среди монументальных работ его позднего периода — керамическое панно «Падение Икара» [«La chute d'Icare»] для штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже (1958). В последние несколько лет художник часто обращался к жанру автопортрета, изображая себя в разные периоды жизни.
Пабло Пикассо в штаб-квартире ЮНЕСКО на фоне своего панно “Падение Икара”
1958
© Getty Images / Fotobank