Пабло Руис Пикассо
Скрипка
1912
Холст, масло
55×46 см (овал)
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Происхождение

Зимой 1912 приобретена С.И. Щукиным в галерее Канвейлера, Париж. До 1918 — в собрании С.И. Щукина, Москва; затем 1-й Музей новой западной живописи; с 1923 — ГМНЗИ; с 1948 — ГМИИ.


Инв.: Ж-3321

Инв. ГМНЗИ: 178

Описание
СкрипкаСкрипка
Пабло Руис Пикассо
Скрипка
Увеличить

«Скрипка» принадлежит к серии работ, исполненных летом 1912 года в Сорге близ Авиньона. По отношению к работам предыдущего периода она представляет собой переход от аналитической к синтетической фазе кубизма. Пикассо вовлекает зрителя в своеобразную игру, построенную на постоянной смене ракурсов изображаемого предмета, на угадывании и расшифровке его очертаний. Изменяется и манера наложения краски, которая становится более разнообразной вплоть до имитации фактуры дерева. Отсюда был уже один шаг до прямого включения в живописные работы инородных материалов, что вскоре начали практиковать Пикассо, Брак и другие мастера-кубисты.
Как и весь ансамбль «кабинета Пикассо» в доме С.И. Щукина, картина «Скрипка» сразу по прибытии в Москву стала предметом для обсуждения художниками русского авангарда. Один из его теоретиков, Алексей Грищенко, анализировал ее как последний пример работы Пикассо в рамках собственной концепции синтеза древнего сакрального и современного искусства.

Ал.П.