Violin
1912
Oil on canvas
55,4 x 46,2 cm
The Pushkin State Museum of Fine Arts
Provenance
1918, from the collection of S. I. Shchukin
Inv.: Ж-3321
Inv. GMNZI: 178
«Скрипка» принадлежит к серии работ, исполненных летом 1912 года в Сорге близ Авиньона. По отношению к работам предыдущего периода она представляет собой переход от аналитической к синтетической фазе кубизма. Пикассо вовлекает зрителя в своеобразную игру, построенную на постоянной смене ракурсов изображаемого предмета, на угадывании и расшифровке его очертаний. Изменяется и манера наложения краски, которая становится более разнообразной вплоть до имитации фактуры дерева. Отсюда был уже один шаг до прямого включения в живописные работы инородных материалов, что вскоре начали практиковать Пикассо, Брак и другие мастера-кубисты.
Как и весь ансамбль «кабинета Пикассо» в доме С.И. Щукина, картина «Скрипка» сразу по прибытии в Москву стала предметом для обсуждения художниками русского авангарда. Один из его теоретиков, Алексей Грищенко, анализировал ее как последний пример работы Пикассо в рамках собственной концепции синтеза древнего сакрального и современного искусства.
Ал.П.
Пабло Руис Пикассо (Пабло Руис Пикассо)
1881, Малага, Испания — 1973, Мужен, департамент Приморские Альпы
1973
Пабло Пикассо с совой в своей мастерской в Антибе
1946
© Getty Images / Fotobank
Художник испанского происхождения, большую часть жизни проведший во Франции, живописец, график, скульптор, керамист, театральный художник. Основоположник кубизма. Оказал исключительное влияние на развитие изобразительного искусства в XX веке