Свидание (Объятие)
1900
Холст, масло
52×56 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Происхождение
В 1913 приобретена С.И. Щукиным у художника в Париже. До 1918 — в собрании С.И. Щукина, Москва; затем 1-й Музей новой западной живописи; с 1923 — ГМНЗИ; с 1948 — ГМИИ.
Инв.: Ж-3322
Инв. ГМНЗИ: 158
Лаконичная и емкая, эта картина написана молодым Пикассо в конце 1900 года во время первого приезда в Париж — художнику тогда не было еще и двадцати лет. Над своеобразной «пластической формулой» слившихся в поцелуе влюбленных он работал увлеченно и целенаправленно, созданию произведения предшествовал целый ряд композиций и зарисовок на сходную тему. Обобщенность трактовки интерьера и фигур явно отсылают к творчеству Тулуз-Лотрека и Стейнлена. Однако Пикассо видит, казалось бы, в мимолетной бытовой сцене особо важный момент: недолгая встреча влюбленных (а, возможно, едва знакомой между собой пары) в некоей монмартрской мансарде превращается в завершенный образ, приобретает вневременное значение. Картина стала своего рода творческим итогом поездки Пикассо в Париж. В умении различить среди повседневной суеты глубокие, общечеловеческие чувства и смыслы можно распознать талант будущего художника-философа, вскоре раскрывшегося в «голубом» (или же «синем») и «розовом» периодах.
Сергея Щукина, пережившего сильнейшее увлечение искусством Пикассо, эта картина привлекла уже в 1913 году, когда для собирателя завершался период преклонения перед последним изобретением испанца — кубизмом. В своем собрании Щукин, несомненно, хотел представить творчество Пикассо в развитии и стремился найти работу, наиболее красноречиво и емко представляющую его ранний период.
Ал.П.
Пабло Руис Пикассо (Пабло Руис Пикассо)
1881, Малага, Испания — 1973, Мужен, департамент Приморские Альпы
1973
Пабло Пикассо с совой в своей мастерской в Антибе
1946
© Getty Images / Fotobank
Художник испанского происхождения, большую часть жизни проведший во Франции, живописец, график, скульптор, керамист, театральный художник. Основоположник кубизма. Оказал исключительное влияние на развитие изобразительного искусства в XX веке