Пабло Руис Пикассо
Лошадка
1923
Бумага кремовая, кисть тушью по подготовке карандашом
21х27,2 см

Происхождение

с 1925 – ГМНЗИ (дар М.Ф. Ларионова, передан через Б.Н. Терновца в Париже), с 1948 - ГМИИ


Инв.: Р-10406

Инв. ГМНЗИ: 738

Описание
ЛошадкаЛошадка
Пабло Руис Пикассо
Лошадка
Увеличить

Рисунок воспроизведен (в уменьшенном масштабе) в проспекте с программой одного из балов Союза русских художников в Париже, а именно с программой так называемого «Трансментального», или «Заумного бала», состоявшегося 23 февраля 1923 года. Это позволяет датировать московский лист 1923 годом (а не 1924-м, как считалось до недавнего времени). В сознании художника мотив лошадки ассоциировался с миром цирка, который увлекал Пикассо со времен его «розового периода»; этот архетипический образ будет сопровождать Пикассо до конца его жизни. Похожий мотив, трактованный в сходной манере (не отрывая руки от бумаги), встречается в ряде листов с изображением цирковой лошадки и дрессировщика, относящихся к ноябрю 1920 года. «Заумный бал», с которым связан лист из ГМИИ, являлся в некоторых отношениях дадаистской манифестацией; в этом контексте «Лошадка» оказывается причастной к символике дадаизма и приобретает новый смысл (во французском языке словечко dada, которое и дало название новому движению, означает «детская деревянная игрушечная лошадка, конь-качалка или карусельный конь»). Кроме того, жесткий, как бы проволочный контур московской «Лошадки» предвосхищает стилистическое решение балета «Меркурий», в котором Пикассо было поручено разработать образы персонажей; танцоры имели там своих «двойников» в виде силуэтов, изготовленных из проволоки или бамбука; один из номеров представлял сцену «похищения Прозерпины», где участвует лошадь, запряженная в колесницу Плутона. Этот балет (хореография Л. Мясина, музыка Э. Сати), премьера которого состоялась 18 июня 1924 года в парижском Théâtre de la Cigale, скандализировал публику, но вызвал восторженный отзыв сюрреалистов.

В. М.