Пабло Руис Пикассо
Испанка с острова Майорка
Около 1905
Картон, темпера, гуашь, акварель
67×51 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Происхождение

Приобретена С.И. Щукиным в Париже. До 1918 — в собрании С.И. Щукина, Москва; затем 1-й Музей новой западной живописи; с 1923 — ГМНЗИ; с 1948 — ГМИИ.


Инв.: Ж-3316

Инв. ГМНЗИ: 153

Описание
Испанка с острова МайоркаИспанка с острова Майорка
Пабло Руис Пикассо
Испанка с острова Майорка
Увеличить

На происхождение модели Пикассо с острова Майорка указывает характерный национальный головной убор — ребосильо — особая накидка на голову, завязывающаяся под подбородком. Этот образ, вероятно, возник в творчестве художника под впечатлением от испанских праздничных процессий, виденных им в ранние годы. Женская фигура в необычном головном уборе нередко встречается в работах Пикассо середины 1900-х годов: поза щукинской «Испанки с острова Майорка» напоминает более позднюю «Женщину с хлебами» (Художественный музей, Филадельфия).
Работа была создана в 1905 году в период подготовки монументальной композиции «Семейство бродячих комедиантов» (Национальная галерея, Вашингтон). Подготовительный этюд из собрания Щукина выступает из общего ряда набросков к картине, благодаря своей цельности и завершенности он воспринимается как самостоятельное художественное произведение.
В щукинской коллекции также находился подготовительный эскиз Пикассо к большой композиции — «Комедианты» (ГМИИ, инв. Р-10265), на котором как раз отсутствует фигура женщины с Майорки, занимающая на законченной картине правый нижний угол. «Испанка с острова Майорка» и эскиз «Комедианты» демонстрируют стадии работы над «Семейством бродячих комедиантов»: женская фигура написана в ранней, еще тяготеющей к голубому колориту манере, в то время как «Комедианты», как и завершенная композиция, решены в бледной «фресковой» гамме «розового периода».
Теоретически у С.И. Щукина была возможность приобрести и большой холст «Семейство бродячих комедиантов», проданный в начале марта 1914 года в Париже мюнхенскому галеристу Генриху Таннхойзеру. Однако у коллекционера в этот период были уже иные интересы, в отличие от другого москвича — Ивана Морозова, в конце 1913 года ставшего обладателем еще одного шедевра «розового периода» Пикассо «Девочки на шаре».

Ал.П.